В театре кукол «Алақай» прошла сдача спектакля, поставленного по мотивам повести Чингиза Айтматова «Белый пароход».
В качестве приглашенного режиссера выступил один из корифеев жанра, президент и директор международного фестиваля КУКАRТ, давний друг актюбинцев Давид Бурман (Санкт-Петербург).
Хочется напомнить читателю, что «Белый пароход» – произведение хрестоматийное на протяжении нескольких десятков лет, взрастившее еще бабушек и дедушек нынешних школьников. Справедливости ради нужно заметить, что и последнее произведение киргизского писателя «Когда падают горы» о том же, о чем он трубил еще в 1970-м. Это четко пояснил Давид Бурман, тронутый главной идеей повести:
— История взаимоотношений мира людей, живущих в обществе порока, и чистой души ребенка – это основная мысль, которую я выбрал для постановки. Она пришла, когда читал «Белый пароход»: каждый приходит в мир без национальности и вероисповедания, и только окружение нам сообщает об этом. Что касается сюжета повести, то это история блестящего автора о его народе.
В спектакле задействованы семь актеров, в том числе 13-летний учащийся средней школы № 40 города Актобе Арсен Нурсултан. Мальчик появляется в финальной сцене, чтобы согласно задумке режиссера напомнить зрителю о бессмертии человеческой души, а значит, об ответственности общества за происходящее.
Давид Семенович ни на йоту не отступил от идеи автора повести, а сценографический талант директора театра Асии Курманалиной обозначил трагедию более четко. На фоне уродливых масок и серых тонов светлый лик Мальчика, чистая вода запруды и гиперболический образ Матери-Оленихи напоминают каждому о трепетном отношении к миру. Мысль о его хрупкости до нас доходит, когда все уже разбито.
Роль несчастной Бекей играет Гаухар Оралбай. По ходу действия она исполняет казахскую народную песню «Арман-ай», в сюжете которой тоже идея о скоротечности жизни и трепетном отношении к каждому ее мигу.
Потенциальному зрителю хочется сказать, что «Белый пароход» – спектакль-предостережение о том, как нельзя жить, как нельзя относиться к ребенку. Эдакий метод от противного в театральном искусстве. Смотреть постановку нужно всей семьей: у родителей и детей появится тема для беседы, что очень ценно для взаимопонимания.
— Хочу отметить соавторов спектакля, очень талантливых композитора Серика Закария и хореографа Кайрата Болисбека, — заметила Асия Курманалина. – Без их креативной энергетики спектакль не представлял бы столь гармоничной работы.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Абая ОРЫНБАЯ