Назидания молодым при любой погоде.
Более десяти лет при областном историко-краеведческом музее действует клуб «Шолпы». Известные женщины региона, имеющие большой жизненный опыт, целенаправленно занимаются воспитанием девушек в традициях казахского народа.
Апрельское заседание посвятили Бесқонақу — явлению природы, которое заняло прочное место в народном календаре. Он редко проявляет себя, иногда проходит незаметно, но нынче решил бросить вызов сомневающимся.
Буквально на другой день, вслед за мелким дождичком, резко похолодало и внезапно завьюжило. Только-только подсохшая земля, на которой начинала зеленеть трава, вдруг покрылась сугробами. Значит, народная легенда не выдумана, она из жизни.
У каждого своя версия о ее происхождении и сроках. Одни называют конкретные даты. К примеру, с детства помню рассказы хобдинских аксакалов о том, что время Бесқонақа — с 8 по 18 апреля, когда приходят пять добрых гостей (ясная погода) и пять злых гостей (буйство природы). По этой декаде судят о предстоящем лете: если будут осадки, значит, жди урожая, если сухо, следовательно, засухи.
Свое объяснение у 66-летнего Еркина Динахметова, главного гостя заседания клуба. Он уверен: корни Бесқонақа берут начало на актюбинской земле, когда-то именовавшейся Жарма, что говорит о пригодности почвы для выращивания зерновых.
Однажды Кыдыр ата предложил местным жителям рассказать о себе, своем происхождении, культуре и традициях Пророку Мухаммеду, для чего они изложили свои знания в книге и отправили с ней в Ассам пять человек.
С благородной целью они вышли в дальнюю дорогу в пригожий апрельский день. Внезапно пошел снег, что было воспринято как доброе предзнаменование. Но следом завьюжило, и люди подумали, что путники замерзли в дороге, не добравшись до места назначения. Те же достигли цели, вернулись на родину в ноябре и вновь столкнулись со стужей, напомнившей о весенних заморозках.
Кыдыр ата решил как-то увековечить подвиг простых смертных: так возникла идея испечь пять лепешек. Тогда один из путников предложил к пяти добавить две лепешки в честь соседей. «Мы долго отсутствовали дома, все это время нашим родным помогали соседи с обеих сторон, пусть в этом будет заключаться наша благодарность им», — обосновали они свою просьбу. С тех пор повелась традиция раздавать пять лепешек встречным прохожим на улице и две — соседям.
Основательница клуба Алмагуль Сарыбай напомнила: казахи всегда отслеживали природные явления и на их анализе делали прогнозы, которые помогали выживать кочевнику в суровых условиях степи.
Кочевники, заботясь о сохранении своих табунов и отар, могли с большой точностью предугадать раннюю зиму или позднюю весну по особым приметам, в том числе и по движению небесных светил.
Ее мама знала о наступлении карасуык (пронизывающего холода) между солнечными днями весны, который запросто мог свалить с ног огромного верблюда, что уж тут говорить о человеческом организме.
Студентам было особо полезно послушать многодетную маму и медиатора центра духовно-нравственного воспитания «Анаға тағзым» Бибигуль Абильдаеву. Эта мудрая женщина терпеливо постаралась донести до каждого участника заседания, а это были студенты, суть сказанного предшественниками.
– Бесқонақ занял прочное место в истории казахского народа. Мы о нем знаем с ранних лет. Помня о нем, наши бабушки недалеко откладывали теплую одежду, приберегали топливо, чтобы холод не стал неожиданностью, – отметила она.
И так как главная задача клуба «Шолпы» воспитательная, то плавно перешла к назиданиям. Как медиатор, она часто сталкивается с проблемой разводов молодых семей. Те, кто приходит к ней за советом, особенно мужчины, обращают внимание на то, что их жены все чаще отказываются готовить еду, предпочитая походы в кафе и рестораны. Домашняя пища для детей, для семьи становится бременем для хозяек, на что они не стесняются жаловаться окружающим и даже в социальных сетях.
– Кыдыр ата говорил: в доме, где не разжигают очаг, никогда не будет удачи, достатка. Есть поверье: если женщина три дня не разведет огонь под казаном, на четвертый из этого дома уйдут счастье и удача, изобилие и согласие, – напомнила молодежи медиатор.
Сделала она и отдельное замечание девушкам. Почти все они сидели с распущенными волосами, что не соответствует казахским традициям. Им не следует стесняться заплетать их в косы, иначе с волосами разлетается, образно говоря, честь и репутация.
Насколько серьезно чревато легковесное отношение, показала на примере 13-летней девочки, которой в Алматы поставили страшный диагноз. И в этом виновата ее мама, которая годом ранее позволила подростку красить волосы, но химического воздействия растущий организм не выдержал. Пережито 12 химиотерапий, для спасения делается все возможное.
Прозвучали серьезные претензии к юношам.
– Не плюйте на землю. Возможно, в голодные годы именно на этом месте перестало биться сердце той матери, которая кормила новорожденного младенца. Может, под этой землей лежат кости ваших предков. Пусть ничего не случится с вами, но защищены ли от последствий нехорошей привычки потомки? – слова, призывающие к осознанности поступков.
Молодежи сейчас доступны учеба и работа в самых разных странах, вместе со знаниями и опытом нужно перенимать там только лучшее, полезное, культурное, не теряя при этом достоинства своей нации. Нельзя забывать назидания, обычаи предков. В том числе и историю про Бесқонақ.
Жанат СИСЕКЕНОВА
Фото Куандыка Тулемисова