Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Без лишних проволочек

В стране начата работа по поэтапной реализации пяти институциональных реформ, обозначенных Главой государства на XVI съезде партии «Нұр Отан».  Отдельный блок реформ составляют вопросы обеспечения верховенства права. В правоохранительной и судебной системах ожидаются серьезные нововведения, направленные на повышение эффективности их деятельности по защите конституционных прав и свобод граждан страны.

Так, возможность обжалования состоявшихся судебных актов — это необходимое условие справедливого правосудия, признаваемое абсолютным большинством государств. Существование системы пересмотра судебных актов является одним из условий общей эффективности и доступности судебной защиты, важной гарантией качества гражданского судопроизводства. В то же время она не должна сама в себе заключать потенциал для злоупотребления правом, должна быть понятной для участников процесса. В этом смысле современная модель пересмотра судебных актов не отвечает в полной мере данным критериям, создавая предпосылки для затягивания процесса недобросовестной стороной, ведет к сохранению нестабильности в соответствующих правоотношениях и гражданском обороте в целом.
Ревизионный порядок пересмотра судебных актов (надзор) появился в Германии как следствие развития классической французской кассации в целях расширения инструментария вышестоящего суда и более гибкой реакции на нарушение закона нижестоящими судами. Надзор – это разновидность кассации, и поэтому их одновременное существование в рамках одной судебной подсистемы представляется частичным дублированием.
Оптимальная, с функциональной точки зрения, модель пересмотра судебных актов нижестоящих судов включает в себя две инстанции: апелляцию – ординарный способ пересмотра дела по существу в пределах вынесенного решения и кассацию или надзор – исключительный способ пересмотра дела с целью контроля законности принятых судебных актов и обеспечения единства судебной практики.
Национальной комиссией согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районные суды, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд.
Установление трехзвенной судебной системы будет соответствовать международному опыту развитых стран. Наша правовая система относится к романо-германской правовой семье, а потому принятие такой модели судоустройства форсирует вхождение страны в тридцатку развитых стран.
Стоит отметить, что кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов, и поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда. В Италии, Испании, Франции и других развитых странах такой механизм пересмотра дел как раз и называется кассацией.
Однако при сокращении инстанций необходимо усилить роль апелляции, где должно применяться коллегиальное рассмотрение дел, как того требует казахстанское общество и веяние времени.
Необходимо отработать и строго гарантировать порядок рассмотрения дел в Верховном суде, обеспечить предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств с целью отсечения малых дел, как дел, рассматриваемых в заочном порядке, в порядке упрощенного судопроизводства, приказного судопроизводства, необходимо ввести ограничения по суммам иска, что будет отвечать устоявшейся мировой практике. А также необходимо установить госпошлину при обращении в Верховный суд с ходатайством по гражданским делам. Все это для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных процессов стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты.
Ботагоз УМИРБАЕВА,
судья кассационной
судебной коллегии
Актюбинского областного суда

Колонка "Взгляд"