Программа Megahits в исполнении оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова будет представлена актюбинцам 27 января в 16.00 в концертном зале областной филармонии. Наша сегодняшняя задача – донести до читателей важность посещения вечера, потому что они станут свидетелями очередной творческой ступени дирижера Есенжана Мустафина.
Досье собеседника очень стандартное: музыкальная школа, колледж, университет искусств, оркестр. А вот путь от воспитанника класса домбры ДМШ до дирижерского пульта – предмет интервью.
– Музыке я учился не из-под палки, иначе не стал бы поступать на народное отделение колледжа имени Жубанова, – рассказывает о себе Есенжан Бахытжанович. – На втором курсе пел в Казахском камерном хоре и понял важность роли дирижера вообще, а когда по программе колледжа стали проходить дирижирование, оно меня увлекло окончательно.
Вернувшись в Актобе с дипломом КазНУИ, я всего год поработал домбристом в нашем оркестре – ушел в ГДШ дирижировать детским оркестром и руководить студией казахских народных инструментов. Параллельно вел класс домбры. В оркестр имени Жубанова вернулся в 2018-м, а когда сделал оркестровку кюя Каршыги Ахмедьярова «Куаныш», наш худрук Даурен Глымов посоветовал получить диплом дирижера.
– Есенжан был домбристом в группе теноров, и по ровности извлечения им звуков я понял, что слышит он лучше многих, а это качество как раз выделяет дирижеров из среды музыкантов, – делится художественный руководитель оркестра. – Вскорости Есенжан поступил на факультет дирижирования Челябинского института культуры, и сегодня это дирижер дипломированный.
– Программа Megahits состоит полностью из твоих оркестровок. Как долго работал над ними? – обращаемся к Есенжану.
– Над каждой мелодией по-разному. Над какой-то три-пять дней, над какой-то и пару недель. Но во втором случае параллельно работал над несколькими. Все зависит от сложности композиции. А если говорить об отточенности исполнения, то репетировали мы основательно – почти год. Добавлю сюда фактор нашего главного дирижера Мадины Кабижановой: она сырое не пропустит!
Мадина Маратовна заметила, что мегахиты из фильмов входят в состав нескольких программ:
– Но эта составлена из оркестровок исключительно коллеги, мелодий разных жанров и рассчитана на слушателей самых разных музыкальных притязаний и возрастов. Семьдесят процентов композиций выбрано по уровню популярности и будет звучать впервые. Например, из фильмов индийских, голливудских.
Снова вопрос к Есенжану Мустафину:
– Насколько соответствует своей природе звучание композиций, например, западных авторов в исполнении оркестра казахских инструментов?
– Нужно умело распределять звуковую нагрузку на разные инструменты. Скажем, если мы играем классику, основная нагрузка – на группе кобызов. Да, ответственность за результат концерта целиком на дирижере, и я знаю точно, что в оркестре не бывает второстепенных звучаний. А эмоциональность дирижера, которая обычно бросается в глаза, зависит от характера произведения: мы не всегда очень живо
ведем себя у пульта.
– Отец — металлург, мама — строитель: откуда такое тяготение к музыке?
– Музыка сопровождает каждую казахскую семью, и наша не исключение: бабушка со стороны отца хорошо пела, а дедушка по маминой линии даже изготавливал домбры. Кстати, супруга Анара – выпускница музыкальной школы, и, делая оркестровки, я часто обращаюсь к ее мнению.
– Музыка для тебя – все?
– Хочу, чтобы музыка растворила все границы – эмоциональные, государственные, творческие, жанровые и так далее. Я абсолютно согласен с Ницше: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Музыка – часть природы, а самым ярким тому подтверждением назову такой факт: в году двенадцать месяцев, в природе звука двенадцать тонов (семь нот и пять диезов-бемолей), поэтому музыка – часть природы человека. Люди, в привычке которых посещать филармонию, меньше болеют, скорее восстанавливаются после недугов, молоды, всегда позитивны и уравновешенны – разве этого мало?
Татьяна ВИНОГРАДОВА