Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей речи не раз отмечал, что «историю надо познавать, осмысливать и взвешивать, только тогда будешь понимать свою судьбу, свой нынешний облик, будешь ориентироваться в будущем, найдешь свою тропу».
Эти слова направляют нас к духовному обновлению.
Если взглянуть на историю с этой точки зрения, то появляется ощущение, что многие исторические личности до сих пор остаются малоизвестными, молодежь слабо информирована об их деятельности. Цель данной публикации — рассказать о биях, всегда имевших особый статус в обществе.
Искендир Муратканов, долгие годы проработавший в судебной системе, говорил: «Наши бии эффективно пользовались своим могуществом при провозглашении решений, говорили слова назидания не только для наказуемых, но и для всех присутствующих. Их слова находили отклик в сердцах людей. Они искали пути влияния на сознание, характеры и поведение народа».
Для получения звания бия необходимо было обладать даром красноречия, владеть искусством оратора, иметь глубокие знания обычаев, традиций и истории народа, отличаться смелостью и отвагой, быть полководцем, знающим военную тактику и стратегию, быть юристом с утонченным чувством справедливости, философом и мудрецом, умеющим давать правильные советы даже правителям. Примечательно, что средний возраст биев составлял 35-45 лет, но встречались среди них и 20-25-летние.
В исторических источниках приводятся сведения о том, что многие бии Хобдинского района были потомками четырех сыновей Байгазы: Кедейкула, Сармантака, Малкары и Ебеса, участников восстаний 1822-1824 и 1869 годов. Огромное влияние на общественное мнение имели Конырау Тышканбайулы и Оразбай Басибекулы.
В энциклопедии Хобдинского района дано краткое сообщение о Конырау бие. В русских источниках он проходит как Кундырау. Два раза — в 1864 и 1868 годах — был представлен к награждению серебряной печатью, удостоен почетной грамоты.
В одной справке указано, что с 1851 по 1859 годы он исполнял обязанности бия, после чего по состоянию здоровья освободил занимаемую должность. Есть сведения, что в середине января 1869 года был приглашен на совет биев для обсуждения Временных правил, которые должны были вводиться в казахской степи. На совет, организованный в местности Бескопа, в ауле Мунайтпаса, съехались более пятисот биев и аксакалов, представлявших жителей аулов, расположенных между Большой (Улы) Хобдой и Илеком.
Сам Конырау би жил в Хобдин-ской волости. Его аул № 3 состоял приблизительно из сорока юрт, в котором числилось 125 мужчин и 118 женщин.
В документах фонда Центрального государственного архива сказано: «Конырау Тышканбайулы в 1851 году было 46 лет, не образован. Зимовье на берегах реки Улы (Большая) Хобда, летние пастбища на берегах рек Терисаккан, Шанды, Жарсай. Имущество — 3 верблюда, 30 лошадей, 250 овец. Жене 40 лет, есть 15-летний сын (имена не названы). В 1851-1859 годах исполнял обязанности руководителя окрестных аулов между реками Кызылшан и Терисаккан, относящихся к средней части 57-й дистанции оренбургских казахов. Число дворов (очагов) — 120, в них имеется 291 верблюд, 3 500 лошадей, 6 500 овец».
Основной обязанностью правителей окрестных аулов был сбор налога с подворий в пользу государства. Многие бии не хотели этим заниматься и отказывались от должности. При этом, по данным Центрального государственного архива РК, некоторые руководители аулов и окрестностей в составе дистанций иногда представлялись к наградам и поощрениям.
Например, 9 января 1864 года старший султан Мухамеджан Баймагамбетулы представил около 80 человек из подчиненной ему территории к различным почестям. Среди них четыре человека из окрестностей Хобды: два руководителя окрестных аулов Есенгелди Буганайулы и Тастемир Кусайулы были выдвинуты за отличную службу и преданность государству на вручение бархатной тюбетейки, а два бия Мунайтпас Ботенбекулы и Конырау Тышканбайулы — серебряных печатей.
Так была отмечена помощь начальнику 57-й дистанции в разрешении споров и тяжб между русскими переселенцами и местными казахами. Но есть сомнения, что награды были вручены. В июле того же года все четверо вновь были выдвинуты на награждение почетными грамотами, которые также не были вручены.
В марте 1868 года старший султан выдвинул на поощрение около ста человек. Среди претендентов на серебряные печати — Конырау Тышканбайулы и Есенгелди Буганайулы, Тинали Бортайулы, Сарыкул Салбайулы, на почетные грамоты — Тажикей Жаншаулы, Карасакау Мастекбайулы, Жайсанбай Сакаусарт-улы.
Но только кандидатуры Конырау Тышканбайулы и Сарыкул Салбайулы получили одобрение, остальные были вычеркнуты из списка.
В 1872-1877 годах обязанности судебного бия исполнял Оразбай Басибекулы. Он ответственно подходил к исполнению обязанностей волостного управителя, справедливо и по закону регулировал местные споры и тяжбы, за что впоследствии был признан народным бием и избирался на два срока. В течение этих шести лет он старался находить истину в самых сложных обстоятельствах. Особенно трудно было разрешать междоусобицы и решать судьбы людей, многие из которых являлись его родичами.
Басибекулы Садакай так и не был официально назначен бием, но среди народа заслужил непререкаемый авторитет. Ему также довелось участвовать в совете биев в январе 1869 года в Бескопе.
Сведения об Оразбай бие через глубь истории дошли до нас. Почти через век удалось найти его могилу, прочитать текст на надгробии, что, несомненно, является большой находкой для потомков.
Исследовательская работа предполагает кропотливое изучение большого объема научных трудов и архивных документов. Научный сотрудник Института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова (Алматы) Нуржан Жетписбайулы много лет изучает историю хобдинской земли, откуда родом. Многие приведенные в этой публикации исторические сведения о биях взяты из трудов этого ученого.
Директор Мангыстауского историко-культурного заповедника Нурлан Кулбаев специализируется на изучении эпиграфических памятников Западного Казахстана. Он помог прочитать надписи на старых кулыптасах (надгробиях). Большая благодарность этим увлеченным людям.
Поиски продолжаются. Изучение института биев может дать многое в воспитательном и познавательном плане, особенно для подрастающего поколения. Во все времена среди казахов особо ценили и почитали биев, умеющих справедливо разрешать споры, проявлявших дальновидность и справедливость.
Чтобы стать бием, нужно беззаветно служить своему народу, говорили в народе. Глубокая мысль скрыта в этих словах, поэтому надо сделать все, чтобы имена биев, честно служивших родной земле, не остались в забвении.
Исламгали КУБАЙДОЛЛАУЛЫ, историк
Прекрасно что у нас имеются такие грамотные и честные патриоты как Исламгали Кубайдоллаулы. Статью сохранила и все обьясню своим внукам. Успехов и удачи вам Исламгали.