Какую работу проводит департамент финансовой полиции по Актюбинской области в борьбе с экономической преступностью?
Есть ли меры поощрения для лиц, сообщивших о фактах коррупции?
Искоренен ли игорный бизнес в нашем регионе?
На эти и другие вопросы отвечает начальник ДБЭКП по Актюбинской области, полковник финансовой полиции Жанузак Сабыржан.
— Жанузак Толегенулы, можете подвести краткий итог деятельности вашего департамента за последнее время?
— Напомню, что деятельность департамента финансовой полиции по Актюбинской области во исполнение поручений Главы государства и председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), а также возложенных законом обязанностей, направлена на противодействие системной коррупции, «теневой» экономики и защиту прав граждан и государства, поддержку субъектов малого и среднего бизнеса.
Так, только за 8 месяцев 2013 года департаментом зарегистрировано 336 преступлений. Из общего количества зарегистрированных преступлений экономических — 210, коррупционных — 45. Выявлено 126 тяжких и особо тяжких преступлений. Раскрыто 6 преступлений, носящих системный (масштабный) характер, по которым возбуждено 10 уголовных дел.
— Наиболее показательный пример?
— В результате специальной операции сотрудники Агентства департамента финансовой полиции по Актюбинской области пресекли деятельность организованной преступной группы, которая в период с 2012 по 2013 годы занималась в Актобе транспортировкой, приобретением, реализацией нефти без документов, подтверждающих законность ее происхождения, а также осуществила покушение на перемещение в крупном размере нефтепродуктов через таможенную границу Таможенного союза с обманным использованием средств таможенной идентификации, сопряженным с недостоверным декларированием. 5 июля этого года члены преступной группы были задержаны. Для финансирования своей преступной деятельности ими использовались банковские счета на Багамских островах. ОПГ похитила почти 739 тонн нефти из законсервированных месторождений нефти в Актюбинской области. Часть краденой нефти в объеме свыше 365 тонн была отправлена на экспорт в страны дальнего зарубежья. При отправке на экспорт второй партии нефти объемом свыше 374 тонн члены ОПГ были задержаны нашими сотрудниками.
В отношении участников преступной группы возбуждены уголовные дела.
— Жанузак Толегенулы, а как обстоят дела с незаконной организацией игорного бизнеса в нашем регионе?
— Согласно Закону «Об игорном бизнесе», казино и залы игровых автоматов подлежат размещению в строго отведенных игорных зонах, а именно на территории Алматинской области — на побережье Капшагайского водохранилища и в Щучинском районе Акмолинской области, в границах, определяемых местными исполнительными органами.
Для эффективного противодействия нелегальному игорному бизнесу согласно закону РК от 9 ноября 2011 года в Уголовный кодекс РК введена статья 269-1 «Организация незаконного игорного бизнеса».
Таким образом, лица, незаконно открывшие, либо содержавшие игорные заведения или организовавшие деятельность в сфере игорного бизнеса и предоставившие помещения для открытия заведомо незаконного игорного заведения либо организации игорного бизнеса, подлежат уголовной ответственности. Тем не менее, нарушения случаются.
Так, департамент финансовой полиции по Актюбинской области возбудил уголовное дело в отношении гражданина А., который в 2013 году в Актобе, в нарушение требований Закона РК «Об игорном бизнесе», незаконно открыл и организовал деятельность в сфере игорного бизнеса, предоставив населению доступ в онлайн-казино под видом интернет-кафе.
В ходе осмотра помещения обнаружено и изъято девять компьютеров, один модем, один терминал и денежные средства в сумме 223 тысячи тенге.
Уголовное дело с обвинительным заключением направлено в прокуратуру Актюбинской области.
И это не единичный случай. По фактам организации незаконного игорного бизнеса департаментом в 2013 году возбуждено 3 уголовных дела.
— Недавно достоянием общественности стал факт, что финансовая полиция по Актюбинской области поощрила гражданина, сообщившего о факте коррупционного преступления.
— 23 августа 2012 года постановлением Правительства Республики Казахстан были утверждены Правила поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
Так, в декабре 2012 года в департамент финансовой полиции по Актюбинской области поступило заявление в отношении ведущего специалиста Актюбинского отделенческого управления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте Утегенова по факту получения им взятки в сумме 200 долларов за выдачу разрешения на открытие торгового места на станции Актобе.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками департамента Утегенов был задержан с поличным при получении взятки, в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 311 ч. 2 УК РК.
Приговором суда он осужден к 3 годам лишения свободы условно.
В соответствии с пунктом 2 Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения, в зависимости от тяжести преступления.
В соответствии с действующим уголовным законодательством санкция ч. 1 ст. 311 УК РК относится к категории преступлений средней тяжести. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести, подлежит поощрению в виде денежного вознаграждения в размере 50 МРП.
Поэтому гражданину, сообщившему о факте коррупционного правонарушения, было выплачено из республиканского бюджета 86 550 тенге.
На сегодняшний день рассматривается вопрос о поощрении аналогичным образом еще двух граждан, сообщивших о фактах коррупционных преступлений.
— А какую ответственность несет лицо, сообщившее заведомо ложную информацию?
— Согласно правилам, лицо, сообщившее заведомо ложную информацию, в установленном порядке несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, в частности, по ст. 351 УК РК («Заведомо ложный донос»), только лишь в том случае, если будет установлено, что лицо, сообщившее о преступлении, заведомо знало о несоответствии информации действительности.
Сообщение же органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложной информации о факте коррупционного правонарушения влечет административную ответственность по ст. 334-1 КоАП и штраф в размере от ста до двухсот МРП либо административный арест сроком до тридцати суток.
— Касаются ли данные Правила поощрения лиц, которые обратились в отношении самих финансовых полицейских?
— Правила поощрения распространяются на всех лиц без исключения, если предоставленная ими информация имела решающее значение при раскрытии и расследовании коррупционных преступлений.
— В связи с этим, какие меры принимаются в отношении сотрудников органов финансовой полиции, совершивших коррупционные правонарушения и преступления, а также допустивших нарушения норм этики?
— Формирование положительного образа финансовой полиции, и в частности офицера ведомства, является необходимым условием повышения доверия граждан к деятельности органов финансовой полиции.
Жесткий контроль за работой и этичным поведением сотрудника финансовой полиции выражает принципиальную позицию руководства Агентства в недопущении и исключении фактов совершения коррупционных правонарушений и нарушения норм этики.
В июне 2012 года председателем Агентства Рашидом Тусупбековым был подписан приказ «Об ответственности руководящего состава органов финансовой полиции за совершение сотрудниками коррупционных преступлений и правонарушений», в котором закреплен принцип персональной ответственности. Все руководители подразделений — как центрального аппарата, так и территориальных департаментов — предупреждены о том, что при привлечении к ответственности подчиненных за совершение коррупционных преступлений автоматически будут освобождаться от занимаемых должностей и их руководители.
— Как проводятся кадровое обновление, отбор и аттестация?
— Для кадрового обеспечения следственных и оперативных подразделений органов финансовой полиции имеется специализированное высшее учебное заведение — Академия финансовой полиции Республики Казахстан. Именно этим учебным учреждением осуществляется распределение слушателей и выпускников Академии на практику и дальнейшее прохождение службы в территориальных органах финансовой полиции.
Разумеется, профессиональный отбор в ряды финансовых полицейских имеет свои специфические особенности и их следует учитывать при наборе сотрудников.
— Например?
— В соответствии с законодательством на службу в органы финансовой полиции на добровольной основе принимаются граждане Республики Казахстан, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.
На правоохранительную службу не может быть принято лицо, являющееся недее-способным, не прошедшее по состоянию здоровья военно-врачебную комиссию, привлекавшееся к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного преступления и правонарушения, ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции.
— Какая работа проводится вами для повышения уровня доверия общественности к органам финансовой полиции?
— В этих целях прорабатываются дополнительные механизмы взаимодействия с общественными и экспертными советами по борьбе с коррупцией.
В целях реализации Послания Президента страны народу Казахстана по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства еженедельно, каждую среду, я в течение всего рабочего дня провожу личный прием предпринимателей, в том числе по вопросам незаконного вмешательства в деятельность малого и среднего бизнеса, каждый четверг провожу личный прием граждан по вопросам, входящим в компетенцию органов финансовой полиции.
Для записи на личный прием можно обращаться по телефону: 8 (7132) 56-09-93 либо в ДБЭКП по Актюбинской области по адресу: г. Актобе, улица Маресьева, 93.
Подготовил
Георгий ОСАДЧИЙ