В светлый праздник Наурыз каждая хозяйка по традиции накрывает пышный дастархан, за которым собираются родственники и друзья. На современном столе в изобилии можно увидеть большие блюда для мяса, изящные салатницы, хрустальные фужеры, оригинальные конфетницы и многое другое. Давно забылись времена, когда посуда была не только предметом роскоши, но и сакральным символом. Вместе с тем посуда всегда была в центре культуры казахского народа, являлась неотъемлемым атрибутом жизни, элементом древних традиций.
Сакральный символ
Во все времена центром жилища кочевников был очаг, а большой увесистый казан символизировал достаток и благополучие семьи. Посуда являлась неотъемлемым атрибутом национальных традиций казахского народа и была приспособлена к кочевому хозяйству. По своим свойствам она была практичной, легкой и износостойкой.
Основными материалами для изготовления посуды служили дерево и кожа. Использовали дуб, березу, шкуры коз, лошадей, верблюдов. Кожаная посуда не могла разбиться, легко сгибалась при нажатии, поэтому в ней в основном хранили жидкости. Деревянная посуда была приспособлена для общественного питания.
— Посуда — ыдыс-аяқ — несколько отличалась от посуды оседлых народов и была предназначена для сервировки. Она имела в некоторой степени сакральное значение, поэтому к ней относились очень трепетно и бережно, — рассказывает проректор по научно-инновационной работе и международным связям АРГУ им. К. Жубанова, историк Рахым Бекназаров. — Через посуду нельзя было переступать, перепрыгивать или же наступать на нее. Не допускалось использование грязной посуды. Существовала отдельная посуда для человека, скота, собак и ловчих птиц. В основном посуда появлялась в доме вместе с приданым невесты и использовалась много лет.
Безусловно, самой сакральной посудой считался казан. К этому предмету относились особенно аккуратно. Изготавливали его в основном из чугуна. Казан использовали в течение всей жизни, передавая из поколения в поколение. Если казан ломался или его намеренно разбивали, это считалось плохой приметой.
Сейчас покажется удивительным, но несколько веков назад казан имелся не в каждой семье, это был очень дорогой предмет обихода, доступный только зажиточным людям. Семьи с малым достатком готовили в более скромных металлических емкостях. В очень богатых курганах эпохи бронзы вместе с усопшими находили казаны, что говорит о большом значении этого предмета.
Разные виды посуды имелись у зажиточных и семей среднего достатка. Чем больше было посуды и чем она была красивее, тем богаче считалась семья. Широкое распространение имела деревянная посуда. Практически в каждой юрте, несмотря на социальный статус ее владельцев, была чаша для подачи мяса — астау и набор деревянных кесе. Уважение к посуде было обусловлено в том числе суровыми условиями жизни. Ведь пару-тройку веков назад полноценный прием пищи мог быть всего один раз в день.
Культурный элемент
Посуда использовалась во многих обрядах. В первую очередь, в праздновании Наурыза. Наурыз коже казахи всегда готовили в казане. Молоко же подавали обязательно в деревянной посуде. По словам этнографа Рахыма Бекназарова, у казахского народа всегда присутствовала сакральная связь с деревом.
— Отношение к дереву у нашего народа испокон веков было трепетным. Дерево считалось дорогой вещью. Если в степи стояло одиночное дерево, никто бы не стал его рубить и использовать в качестве топлива. Если дерево вырастало на могиле какой-либо личности, то эта могила считалась святой.
Во время сватовства родители невесты преподносили сватам угощение на деревянном блюде — бас табак. Когда невеста приходила в дом жениха, ее угощали молочным напитком из деревянной пиалы.
Известно, что во время проведения совета старейшин в юрту не допускались женщины. Поэтому мужчины брали с собой саба. Удобный бурдюк из кожи вмещал 5-6 литров напитка, которым могли освежиться участники совета.
Посуду использовали также при погребальном обряде. Археологи при раскопках не раз находили посуду вместе с другими сакральными вещами. Традиция погребения усопшего вместе с посудой сохранялась вплоть до XVIII века.
Традиции древних мастеров
Мастеров, которые изготавливали посуду, всегда было немного. Их называли уста, у каждого из них была своя специализация (ағаш ұста, темір ұста и т.д.). В основном посуду делали в регионах, где произрастали леса. Особенно славились мастера Восточного и Южного Казахстана. В каждом регионе были свои технологии изготовления посуды, особенности инкрустации и орнаментации. О качестве данной посуды говорить не приходится, некоторые предметы обихода, прослужив не один десяток лет, сохраняли свой первозданный вид.
На традиционных ярмарках семьи животноводов два раза в год обменивали продукцию животноводства на ту, которая им требовалась, в том числе и на посуду.
Нужно заметить, что традиции изготовления национальной посуды не утеряны. Талантливые мастера, которые изготавливают ее, есть и сегодня. Стоят такие вещи недешево. Поэтому национальную посуду из натуральных материалов могут позволить себе, как и раньше, обеспеченные люди.
В то же время сегодня набирает популярность покупка национальной посуды через интернет, что обходится значительно дешевле приобретения местной продукции. К примеру, такую услугу оказывает Кокшетауский завод ТОО «Блэк», который уже 25 лет занимается изготовлением национальной посуды.
Если говорить о нашем регионе, то национальную посуду из кожи изготавливает темирский мастер Нурлан Жакибаев. Также уникальные изделия из кожи делает Аятхан Тершилик из Хобдинского района. По дереву работает универсальный мастер Еркосай Абилов из Актобе.
— Наблюдается тенденция к возрождению национальной культуры казахов, но говорить о широком использовании национальной посуды пока сказать нельзя. Люди устали от всего искусственного, и постепенно такая посуда начинает применяться в обиходе. Использование экологически чистой посуды является одним из проявлений заботы о себе и своих близких. В то же время это способствует сохранению культуры и истории народа, — говорит Рахым Бекназаров.
Этнографические ценности
Фонд областного историко-краеведческого музея считается одним из самых богатых. Его работники бережно хранят все этнографические ценности, в том числе уникальные образцы национальной посуды XIX века. Даже у входа в музей стоят два казана в национальном стиле, подчеркивающие важность этого атрибута в жизни кочевников. Заведующая отделом археологии и этнографии музея Айнур Максаткызы рассказала о наиболее интересных экспонатах.
— Одним из эффектных образцов посуды XIX века является деревянная чаша для кумыса Арынгазы хана кұмыз шара. Чашу, изготовленную неизвестным мастером, подарила музею потомок Арынгазы хана Ахметще Арынгазиев. К этому же историческому периоду относится деревянное блюдо для мяса — табаќ диаметром 50 сантиметров. Блюдо отлично сохранилось, несмотря на то, что в свое время его активно использовали в быту.
Еще один редкий экземпляр — күбі — сосуд для взбалтывания кумыса, изготовленный из цельного куска дерева. Известный этнограф Казахстана Халел Аргынбаев считает его уникальным видом посуды такого типа. Сосуд украшен орнаментом на растительную тему и имеет особенности, характерные для Западного Казахстана. Высота его составляет 50 сантиметров, тогда как в среднем Казахстане его размер доходил до 80 сантиметров.
Еще один предмет — кесеқап — использовался во время кочевья для перевозки и сохранности пиал. В музее можно увидеть кожаный и деревянные чехлы, относящиеся к XIX веку.
Также в фонде имеются различные ступы для шелушения пшена — келі-келсап, одна из них принадлежала знаменитому просоводу Шыганаку Берсиеву. Муку и талкан изготавливали с помощью ручной мельницы — диірмен.
— В преддверии Наурыза в ступе с пестом обрабатывали пшеницу и готовили пшеничное Наурыз коже. Это коже обладало особыми вкусовыми качествами. Для того чтобы его приготовить, хозяйки в течение 6-7 часов вымачивали пшеницу в воде, очищали ее, пропускали через ручную мельницу и готовили вкусное и питательное угощение, — рассказывает Айнур Максаткызы.
Еще одним неотъемлемым кухонным атрибутом были кебеже — деревянные сундуки, в которых хранили продукты и посуду. В музее имеется коллекция кебеже различных видов, украшенных разнообразными орнаментами. Если у обычных сундуков нет ножек, то в кебеже они предусмотрены.
— У нас около 10 кебеже, многие из которых уникальны по своему внешнему убранству. Нужно отметить, что мастера западного региона имели развитый эстетический вкус и тонкое художественное чутье. Они украшали ларь для продуктов разнообразными национальными узорами, умело комбинируя орнаменты на темы животных и растительности.
Гордостью музея являются также два деревянных сундука, инкрустированных костью. Они относятся к XX веку и уникальны по своим эстетическим качествам. Ученые предполагают, что в них хранили привозные продукты и ювелирные украшения. В Казахстане такие сундуки есть только в Семипалатинске и Актау Мангыстауской области. Один из актюбинских образцов был подарен Национальному музею.
В разные периоды фонд музея пополнялся новыми образцами посуды. По заказу сотрудников известными мастерами изготовлены саба аяқ — подставка под емкость для кумыса, торсық — сосуд для кумыса и шубата, асадал — деревянный шкафчик для хранения посуды, көнек — кожаный подойник для кумыса, мес — сосуд из козьей кожи, предназначенный для молока.
Специалисты отмечают, что открытость всегда была характерной особенностью казахского народа. Благодаря этому жизнь в степи не стояла на месте, наблюдалось постоянное взаимодействие с различными культурами, планомерное и всестороннее развитие, которое в конечном счете способствовало становлению сильного независимого государства.
Нина ГРУЗИНОВА