Систематические нарушения их прав наиболее распространены в сфере розничной, электронной торговли и бытовых услуг.
– Департаментом по защите прав потребителей области за январь-июнь 2022 года рассмотрено 429 обращений в отношении нарушений прав потребителей, что на 18 больше, чем за аналогичный период прошлого года, – рассказала на брифинге в региональной службе коммуникаций главный специалист облдепартамента Гульзада Алматбаева.
Обращения зарегистрированы в следующих сферах:
– розничная торговля – 253 (58,9%);
– бытовые услуги – 84 (19,6%);
– электронная торговля – 40 (9,4%);
– жилищно-коммунальное хозяйство – 12 (2,7%);
– остальные 40 (9,4%) приходятся на транспортные, туристические и финансовые услуги, сферы общественного питания, связи, медицины и образовательных услуг;
– 212 обращений решены удовлетворительно, по 199 даны разъяснения, еще 16 перенаправлены в соответствующие государственные учреждения в соответствии с их компетенцией. С начала года проведена одна проверка, в ходе которой субъекту среднего предпринимательства в сфере розничной торговли было вынесено предписание об устранении нарушений прав потребителей, – продолжила Гульзада Алматбаева.
По словам представителя департамента, в досудебном порядке потребителям возвращено 14,3 миллиона тенге, большая часть – десять с лишним миллионов тенге – в сфере розничной торговли.
Увеличение жалоб потребителей связано с повышением информированности населения о своих правах. В 2020 году Министерством торговли и интеграции РК запущен Telegram-бот @kzpp_bot, через который потребитель может отстаивать и реализовывать свои законные права и интересы.
В 2021 году заработала единая информационная система e-tutynushy.kz. Она предназначена для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях защиты прав потребителей. В ней обеспечено рассмотрение обращений:
– продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр;
– общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством РК (представители законных интересов потребителей);
– субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;
– уполномоченным органом, государственными органами.
Результаты анализа и ход беседы с гражданами, обратившимися в департамент, показали, что потребителем самозащита применяется редко, так как
обусловлена отсутствием достаточного уровня знаний о своих правах. Более того, ввиду того, что потребитель является равноправной стороной гражданских правоотношений, бремя доказывания фактов нарушений лежит на нем, что приводит к пассивному отношению потребителя к защите своих прав и интересов, так как ему приходится за свой счет проводить экспертизу (проверку), оплачивать судебные расходы, услуги юридических консультантов, адвокатов, отвлекаться от работы и личных дел.
– В этой связи в целях усиления государственной политики в области защиты прав потребителей Министерством торговли и интеграции разработан второй пакет законодательства о внесении изменений и дополнений в акты по вопросам защиты прав потребителей, – продолжила спикер.
Законопроект направлен на:
– институциональное усиление системы защиты прав потребителей за счет законодательного закрепления института омбудсмена по защите прав потребителей;
– оптимизацию и четкую регламентацию алгоритма защиты прав потребителей;
– сокращение исков, поступающих в суды, за счет усиления механизма до- и внесудебного урегулирования потребительских споров, но в то же время это безусловная реализация конституционной возможности судебной защиты прав потребителей за счет уточнения такого механизма;
– установление базовых принципов, на которых будет строиться законодательное регулирование защиты прав потребителей во всех сферах услуг, оказываемых субъектами предпринимательства;
– формирование целостной, эффективной и понятной для населения системы защиты прав потребителей;
– актуализация закона на основе международного опыта в сфере защиты прав потребителей;
– повышение доверия населения к институтам государственной власти;
– повсеместное повышение правовой грамотности потребителей и их потребительской активности в случае нарушения их прав;
– более активное вовлечение в процесс защиты прав потребителей гражданского общества в лице общественных объединений потребителей.
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото из архива «АВ»