Всякий раз, посещая медицинские учреждения, мы сталкиваемся с огромными очередями к специалистам. Исключение составляют, пожалуй, только некоторые частные организации. Пациенты уже настолько привыкли к словам «кто последний?», запоминать лица очередников, что отсутствие толпы у кабинета врача кажется чем-то выходящим за рамки. Практически каждый год в регионе вводятся новые поликлиники и амбулатории. Однако ситуация с очередями остается неизменной. Разрешится ли когда-нибудь эта проблема, есть ли выход из нее — ответы на эти вопросы мы попытались найти в нашей Главной теме.
На УЗИ с боем
Попасть на любое УЗИ-обследование в поликлинике — настоящее испытание на прочность. Это своеобразный тест на наличие крепких нервов и терпения.
Вот и мне сделать УЗИ почек и щитовидной железы удалось через 10 дней после обращения на участок. Конечно, если результаты необходимы сразу, например, при подготовке к операции или открытии больничного листа, пациент не станет ждать так долго. Кажется, легче выложить 3-4 тысячи тенге ради собственного спокойствия и забрать заключение моментально. Но вот в чем вопрос — почему люди должны платить за то, что полагается бесплатно?
Руководствуясь этим, я и обратилась в поликлинику по месту жительства. Мало того, что ожидание приема растянулось на 10 дней, так еще и перед УЗИ-кабинетом пришлось изрядно прождать.
— Зачем ставить в очередь каждые 15 минут, если прием длится намного дольше? — спрашивали актюбинцы, ожидавшие обследования вместе со мной. И это верно, да только администрации поликлиник, видимо, не приходит в голову проделать кое-какие вычисления и соответственно составлять график.
Кстати, другие УЗИ я предпочла пройти в частных учреждениях, чтобы сберечь время и нервы.
Идите-ка вы…
Для того чтобы заполучить несколько строчек в амбулаторной карте от эндокринолога, наведываться в медучреждение пришлось три раза. Работающему человеку такие походы однозначно не с руки.
В первый раз не осталось свободных талонов к специалисту. Я записалась на прием на следующий день, куда пришла с карточкой и бумажкой, где были указаны дата, время и кабинет.
Опять же сбившийся, причем значительно, график приема, «выяснение отношений» с потерявшими терпение пациентами. Недовольство достигло пика, когда медсестра вышла и сообщила, что врач уехала на выезд к больным.
И снова целое утро ожидания оказалось напрасным. Остался только вопрос: почему бы не принять в штат второго эндокринолога на замену? Если это невозможно, то отводить определенное время для выездов и не выдавать людям в эти дни талоны.
На третий раз повезло больше. Хотя, повезло ли? После очередного разговора с начальством и отпрашивания с работы — снова к доктору. Время от времени к ней в кабинет со словами «мне только спросить» прорывались особо нетерпеливые пациенты.
— Девушка, что вы пропускаете посторонних? Не давайте им заходить, — свои претензии уставшие очередники предъявляли мне. Конечно, такое возмущение верно, но не драться же с наглецами в конце концов.
Промаявшись в переполненном коридоре, прохожу, наконец, в маленькую комнатку. Врач просмотрела результаты УЗИ щитовидки, расспросила о самочувствии, пощупала горло и … отправила в частную клинику. Мол, там точно скажут, в чем моя проблема и как ее решить. Поверьте, от такого кровь закипит даже у самого невозмутимого человека.
Кому без очереди?
Знаете, к какому интересному наблюдению я пришла, простояв в очереди к некоторым специалистам энное количество часов? Нужно быть либо пенсионером, либо находиться в «интересном» положении, чтобы попасть к врачу день в день. Обычному пациенту, пусть сплошь больному, но передвигающемуся на собственных ногах, сделать это намного сложнее.
Вот и на осмотр к офтальмологу я прошла без особых трудностей. Дело в том, что сотрудницы регистратуры первым делом (и это делает им честь) узнали срок беременности и без лишних проволочек направили к врачу. Спустя несколько минут я уже была свободна — с нужной записью в карточке и сохраненными на сей раз нервными клетками.
На прием под крики и ругань
Но что делать, если таких, как вы, десятки? Каждое посещение участкового гинеколога оборачивается головной болью и упадком сил.
В нашей врачебной амбулатории доктор принимает с трех часов дня до шести часов вечера четыре раза в неделю. А очередь в кабинет начинает формироваться уже с 12-ти часов!
Женщины, по большей части беременные, заявляются пораньше, так как на собственном опыте уже знают — если прийти к началу приема, можно «остаться с носом».
Вот и представьте себе картину: в узком, душном коридоре огромная толпа будущих мамочек. Прибывают пациенты и других специалистов. В коридоре стоит крик (женщины на повышенных тонах выясняют, кто за кем занимал) и плач (в очереди к терапевту стоят люди всех возрастов — от мам с грудничками до стариков).
Хуже ситуация, наверное, обстоит только с очередями на сдачу анализов. Нужно не просто успеть в промежуток от 8 до 9 часов утра, но и заранее выяснить, куда и какие анализы сдавать. Ждать результаты пациенты вынуждены до нескольких недель. Да и то, ознакомиться с ними можно лишь при хороших отношениях с врачом, поскольку чаще всего заключения попадают напрямую к специалистам.
В тех же частных клиниках результаты анализов, в зависимости от сложности, можно забрать в тот же день или два-три дня спустя. Причем у них практикуется высылка справки на электронную почту или по факсу, что весьма удобно. Почему бы государственным медучреждениям не взять на вооружение некоторые методы работы частников?
Страсти в поликлинике
Узнав время приема участкового терапевта, прихожу за полчаса до его начала. В регистратуре выясняется, что наш врач находится в отпуске и пациентов принимает другой терапевт. Картина, которую я увидела у дверей врача, меня удручила. В огромной очереди стояли и мамы с детьми самого разного возраста, и люди средних лет, и пожилые. Душные коридоры, плачущие младенцы, чихающие и кашляющие взрослые.
Причем на осмотр взрослых пациентов врач отводила минут 5-7, детей — чуть подольше. Одного из маленьких пациентов пришлось догонять медсестре, потому что врач в этой суматохе перепутала дозу препарата.
Возвращаться сдавать анализы я уже не стала, так как представила, что меня ждет в коридоре поликлиники и обратилась в частную клинику.
Хочется сказать, что отсутствие очередей в частных клиниках — это миф. Там пациенты смешиваются с теми, кто проходит медосмотр. Так, в клинике «Евразия» прежде чем попасть на прием к терапевту, я простояла в очереди почти два часа. За это «удовольствие» заплатила две тысячи тенге. Хотя качество обслуживания, признаться, нареканий не вызвало.
Работу налаживаем
Главный врач области Асет Калиев не скрывает, что ситуация с очередями в больницах малоутешительная. Однако решить ее за короткие сроки не представляется возможным. Нужны время и большие финансовые ресурсы.
Вместе с тем, отмечает руководитель ведомства, одной из мер регулирования очередности в поликлиниках стало введение талонной системы. Но и она не всегда себя оправдывает.
— Основной наплыв больных идет в утреннее время. А после обеда посетителей очень мало. Поэтому ввели талоны. Однако были случаи, когда пациента записали, а он не приходит. Мы сталкивались также с ситуациями, когда в талонах указали дату, но не время. К сожалению, есть в поликлиниках неквалифицированные специалисты, не выполняющие обязанности должным образом. Отдельные вопросы имеются и к регистраторам, — подчеркнул Асет Аскерович.
Для сокращения бесконечного хождения пациента от специалистов к регистратуре и обратно в поликлиниках ввели новую компьютерную программу. Правда, в ее работе имеются существенные сбои. В идеале терапевт, к которому обращается больной, должен сам выписать талоны к другим нужным врачам. Но воз, как говорится, и ныне там.
— Поликлиники работают с большой нагрузкой, поэтому и образуются очереди. Вводятся новые медучреждения, часть пациентов одних поликлиник переводят в другие. Например, жители ГМЗ с недавнего времени обслуживаются не в прежней ГП № 2, а в поликлинике при КДЦ, — продолжил Калиев.
Огромную проблему представляют кадры. Уровень подготовки и квалификации медицинских работников хромает. К тому же облздрав не удовлетворен качеством знаний выпускников медвуза.
— Врачи общей практики (ВОП), терапевт и педиатр в одном лице, должны также взять на себя часть работы других узких специалистов. Но их квалификация пока не позволяет «разгрузить» врачей. Кроме того, мы намерены усилить роль медицинской сестры ВОП. Они должны будут не просто сидеть и записывать, но делать простейшие назначения, выписывать рецепты больным, которые получают препараты ежемесячно. Если запустить этот механизм, то можно уменьшить очереди к специалистам, — заявил главврач области.
Кстати, из-за нехватки средств управление пока отказалось от проекта электронных очередей, как в ЦОНе. Хотя презентованная им программа получила массу положительных отзывов.
Другой вопрос, которым сейчас вплотную занимается ведомство, — централизация лабораторной службы. В поликлиниках будет производиться только забор анализов, которые потом будут доставляться в КДЦ.
— Мы сейчас налаживаем работу так называемого листа системы. То есть результаты автоматически будут поступать напрямую с центра в поликлиники, а оттуда, возможно, со временем получится направлять их пациентам. Почему бы и нет? Сейчас такой лист наладили в Каргалинской городской больнице. Но поставщики обещают обеспечить связью и остальные поликлиники, — поделился планами Асет Калиев.
В частные руки
Для борьбы с очередями в медорганизациях в области применяется комплексный подход. Однако проблема никогда не будет решена полностью, утверждает Кайрат Сабыр, руководитель облдепартамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК.
— У нас очень высокая общая первичная заболеваемость — сезонными, простудными, вирусными, сердечно-сосудистыми болезнями. К тому же налицо прирост населения. Мощности поликлиник не хватает. В день на прием в медучреждения города приходят до 16 тысяч человек, а суммарная мощность организаций составляет 10 тысяч посещений, — начал разговор Кайрат Канатович. — Проблемой стала также текучесть и недостаток кадров, недоработка руководителей поликлиник, которые не могут организовать работу регистратур и врачебный прием.
Кроме того, падает уровень общей культура населения. Отношение пациентов к врачам изменилось в худшую сторону, каждый требует хорошего обслуживания, не обращая внимания на других очередников.
Однако корень зла Кайрат Сабыр видит в плохом менеджменте.
— Как показывает реальность, сейчас более прогрессивным является частный менеджмент. Поэтому мы начнем передавать государственные медучреждения в доверительное управление на 30 лет, — сообщил руководитель департамента. — Это не приватизация. Частники не имеют права выкупать, должны будут вложить собственные средства в развитие клиники. В первую очередь до конца года мы планируем передать в частные руки поликлиники № 2, № 3, Каргалинскую городскую больницу. Я уверен, что найдутся менеджеры, которые захотят работать. Соответственно, начнется конкуренция, люди однозначно будут переходить в те организации, где нет очередей и хорошо обслуживают.
Заблудившийся пациент
Актюбинка неожиданно для себя узнала, что прикреплена к одной из алматинских поликлиник. При этом в южной столице она не была уже несколько лет и переезжать туда, а тем более обращаться к тамошним медикам, не собиралась. Стала разбираться. В итоге выяснила, что она не одна такая, некоторые ее родственники тоже удивительным образом оказались прикреплены к другим поликлиникам. Еще узнала, что выпускники актюбинских вузов, возвратившиеся в родной район, остались приписанными к медучреждениям областного центра.
— В 2011 году началась регистрация прикрепленного населения, — согласилась прояснить ситуацию начальник лечебного отдела областного управления здравоохранения Маншук Тунгатарова. — В то время медицинским учреждениям необходимо было в экстренном порядке в течение двух месяцев создать собственные базы данных.
На начальном этапе работу организовали по фамилиям. При наборе конкретной фамилии на мониторе возникали данные нескольких человек с полным совпадением не только фамилий, но и имен, отчеств и дат рождения. В большинстве своем врачи и медсестры, заинтересованные в наборе максимального количества населения, прикрепляли всех полных тезок. Отсюда и вся путаница.
— Но сегодня ситуация изменилась коренным образом, — продолжает начальник отдела. — Прикрепление происходит строго по ИИН (индивидуальному идентификационному номеру), в том числе и в отношении детей, родители которых обязаны своевременно получить их ИИНы. Те же, кто остался прикрепленным за пределами области, может обратиться в «родную» поликлинику и их вернут по адресу проживания с учетом предпочтения. Этим занимаются участковые врачи, нужно только написать заявление в местное представительство республиканского центра электронного здравоохранения. На открепление уходит буквально два дня.
Однако в отличие от областного управления здравоохранения в Актюбинском филиале республиканского центра электронного здравоохранения корреспондент газеты не смог получить ответы на свои вопросы. Мы поинтересовались сегодняшней статистикой откреплений-прикреплений по региону. Единственное, о чем мы узнали: такие случаи на сегодня единичны.
Над Главной темой работали Баян САРИЕВА и Жанат СИСЕКЕНОВА