Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Больше, чем мечеть

Культовое сооружение Жумагали ишана включает в себя большой некрополь, жилые и хозяйственные постройки. Территория памятника использовалась как населенный пункт до конца 1990-х годов. Не исключено, что многие постройки XIX — начала XX века были утрачены.

Группа археологов под руководством Нурсултана Баирова исследовала мечеть Жумагали ишана, расположенную в 99 км к востоку от села Дияр Байганинского района. Местность, известная как Таскабак, находится в 20 км от северного плато Донызтау (Устюрт).
Археологические раскопки мечети проводились согласно плану Центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия. Как сообщил его директор Фархат Досмуратов, полевые работы показали, что объект представляет собой одно из сложных и интересных в научном плане архитектурных сооружений Казахстана.
– Район северного чинка Устюрта, часто именуемого как Донызтау, был заселен достаточно давно, что подтверждается присутствием разнообразных памятников. Самые древние объекты, представленные в основном курганами и стреловидными сооружениями (аранами), датируются эпохой бронзы и ранних кочевников.
Как правило, все объекты археологии приурочены к северным чинкам Устюрта. Для них характерно активное использование камня как строительного материала. Сама мечеть представляет собой одно из казахских культовых сооружений конца XIX — начала XX века довольно оригинального композиционно-планировочного решения, – добавил Фархат Досмуратов.
– В районе зафиксированы многочисленные памятники этнографического характера. К ним относятся многообразные мавзолеи, ограды и установленные возле них объекты камнерезного искусства – кулпытасы. Они размещены по берегам и склонам глубоких и широких оврагов и ложбин. Нередко образуют большие культово-жилищные комплексы, включающие жилые, хозяйственные постройки, мечети и места захоронения.
Этот микрорайон в XIX — начале XX века служил местом традиционной зимовки казахов родов табын и отчасти адай. Архитекторами и камнерезами того времени построены специфичные мавзолеи и надмогильные сооружения, представленные в большинстве своем стелами-кулпытасами, – пояснил директор филиала института имени А.Х. Маргулана Аслан Мамедов.

Под охраной государства

Мечеть Жумагали ишана включена в государственный список памятников истории и культуры местного значения. По словам археологов, в науке мечеть Жумагали ишана впервые стала известна в начале 90-х годов прошлого столетия благодаря этнографическим экспедициям под руководством Серика Ажигали. Ученый отнес памятник к культово-жилищным комплексам, кратко описав руины мечети, жилые постройки и некрополь.
Для ее строительства архитекторами была выбрана ровная площадка. На момент исследования она представляла собой сильно руинированное сооружение подквадратной формы с мощным слоем завала. Мечеть возводили из сырцового кирпича на глиняном растворе.
При строительстве также использовались каменные плиты, которыми укрепляли арки и верхние уровни кладки. В настоящее время стены сильно разрушены, в более хорошем состоянии юго-западная, западная, восточная и северо-восточная. Объект состоит из двух помещений. При этом внутренняя стена намного шире, что, вероятно, было связано с устройством пилона и печи.
– Перекрытие мечети утрачено. Частично сохранился также интерьер. В силу плохой сохранности к началу раскопок не представлялось возможным определить местоположение входа, некоторых световых проемов. В северо-западной и юго-западной стенах фиксировались два проема с арочным завершением. Две арки наблюдались в стене внутри мечети, –
говорит Аслан Мамедов.

Религиозный и политический деятель

Жумагали ишан Оразалыулы (1860-1906 гг.) родился в Донызтау. Его дед Ербатыр ишан был правителем рода табын, бием и ученым. Будущего ахуна (мусульманское ученое звание высшего разряда) отец отправляет в Египет получить знания в медресе «Аль-Аскария».
У предков Жумагали ишана до сих хранятся полученные в подарок за отличное окончание учебы такия и чапан, украшенные золотой нитью. Он знал несколько языков: арабский, персидский, тюркский, русский и французский.
В 1847 году Досжан ишан при совершении хаджа в Мекку встречает здесь завершающего учебу Жумагали, и они вместе возвращаются на родину. Построившему мечеть и обучавшему детей Досжану приглянулся молодой Жумагали, потому он отдает за него замуж свою дочь Уммагулсим.
Вести о внуке Ербатыр ишана и сыне Оразалы ишана, познавшего несколько языков, быстро распространяются по степи. Именитые представители подрода ажым каражон вместе с отали кази решили сделать Жумагали ишаном мечети в своем крае. Они обращаются с этой просьбой к Досжану, который благословляет зятя вместе с дочерью Уммагулсим.
Известно, что Жумагали ишан несколько раз участвовал в работе Думы, где неоднократно поднимал национальные проблемы, вопросы развития культурной грамотности. К несчастью, по возвращении из Думы он заболел, хворь не поддавалась лечению…
Похоронен религиозный деятель рядом с мечетью, его могила является составной частью памятника. Надмогильная конструкция сооружена из дикого камня. У северо-восточной стены находится квадратное надгробие из ракушняка с эпитафией, нанесенной арабской вязью. Территорию могилы окружает железная ограда. За ней установлена памятная доска с описанием жизнедеятельности Жумагали ишана и скамейка. Восточнее размещены еще две могилы с оградами из силикатного кирпича.

Под угрозой исчезновения

Раскопки проводились внутри и снаружи здания. Были расчищены завалы, выявлены основания стен. Снятие грунта производилось вручную, небольшими слоями по 5-10 см. Внутри помещения наблюдалось большое количество сырцовых кирпичей и каменных плит, что свидетельствует о существовании здесь в былом арок и куполов.
По словам исследователей, в настоящий момент состояние памятника не позволяет точно определить, были ли здесь купола. Интерьер также практически не сохранился. Значительные оплывы стен наблюдаются как внутри, так и снаружи. За счет обрушения и наслоения завалов у стен мечеть выглядит приземистой.
– Вероятно, мечеть была перекрыта четырьмя куполами, основание которых покоилось на пилоне и арках внутри помещения. Об этом позволяет судить наибольшая мощность завала, напоминающая внутреннюю крестовую планировку. В верхней части стены в толще кладки фиксировались каменные плиты, вероятно, использовавшиеся для устойчивости. Ниже находилось два арочных проема. Не исключено, что большая толщина стены была сделана специально. Вероятно, здесь находилась печь с дымоходом, – предполагают археологи.
Также на данном месте наблюдаются провалы кирпичей вниз. Внутренняя и внешняя поверхности стен имеют глиняную штукатурку, местами фиксируется побелка.

В ходе раскопок также найдены…

Внутри мечети под завалами обнаружено множество бумажных обрывков разной величины с текстом на арабском языке. В помещении выявлено бронзовое стремя, датирующееся XIX-XX веками. В разных местах была найдена кора березы, у южного угла вертикально поставлены стебли кукурузы. Видимо, мечеть позднее использовалась для хозяйственных нужд. Снаружи мечети нашли различные предметы: бронзовые пластинки, пуговицу оковку, железное кольцо диаметром 5 см, фрагмент железного
изделия, возможно, ножа.
– Археологические исследования памятника показали, что мечеть относится к довольно редким архитектурным сооружениям народного зодчества Арало-Каспийского междуморья. Судя по композиционно-планировочным признакам, объект является двухкамерной мечетью, возможно, с купольными перекрытиями, и ориентированным на юго-запад входом. Форма куполов неизвестна. Скорее всего, для устойчивости применили деревянные балки, использовавшиеся в теле кладки куполов. Об этом позволяет говорить найденная в разных местах толщи грунта кора березы.
Нужно отметить, что исследования в данном направлении дали бы хорошие результаты. На сегодня очень мало работ, посвященных картографии расположения мечетей и изучению их архитектуры. Может быть, поэтому до сих пор полноценно не раскрыта роль духовных лиц, причины увеличения количества мечетей в Западном Казахстане именно в конце XIX — начале XX века, – заключил Аслан Мамедов.

Абат КАРАТАЕВ

Фото предоставлены героями статьи

Колонка "Взгляд"