Истинные причины проблем, связанных с текущим ремонтом и содержанием дорог республиканского значения выявлены областным департаментом по противодействию коррупции в ходе мониторинга деятельности АО «НК «КазАвтоЖол» и ТОО «КАЖсервис».
В фокусе аналитиков была в том числе дорога, входящая в состав Международного коридора «Западная Европа — Западный Китай», на участке III технической категории. Напомним, покрытие участка Актобе — Хромтау — Карабутак подверглось наибольшей деформации, что вызывает объективную критику и нарекания водителей.
Антикоррупционной службой выявлено, что пропускная способность дороги составляет 3 000 авто в сутки. Однако реальная интенсивность движения намного выше — 10 000 единиц транспорта (в летнее время показатель возрастает до 15 000), 70% из них — большегрузы.
Из-за повышения предельного уровня интенсивности и нагрузки транзитного автотранспорта на дорожное покрытие, оно теряет несущую способность и качество. Это приводит к появлению различных дефектов. Кстати, срок эксплуатации этого участка давно истек.
Эксплуатационная организация ТОО «КАЖсервис» предпринимает все от нее зависящее – проводит ямочный ремонт, засыпку инертными материалами, профилирование автогрейдером. Но невольно компания и сама наносит вред, ведь материалы приходится перевозить на большегрузах до 60 тонн.
По словам первого заместителя руководителя облдепартамента по противодействию коррупции Алмата Мирзалиева, рабочая группа приняла во внимание все объективные и субъективные факторы, которые оказывают негативное влияние на состояние дороги. Это изношенность асфальтобетона, отсутствие среднего ремонта за последние годы, резкий рост интенсивности движения, увеличение доли большегрузных авто и многое другое.
Однако, по мнению борцов с коррупцией, главная причина недовольства водителей заключается в том, что денежные средства несвоевременно доходят до филиала Нацкомпании и эксплуатационной организации, а также ощущается острый дефицит спецтехники.
Как пояснил директор ТОО «КАЖсервис» Рахат Сыдыков, вместо положенных по нормативам 257 единиц техники, предприятие может рассчитывать только на 97.
— В рамках реализации Карты коррупционных рисков охватываются все проблемные сферы региона, одна из них – дороги и инфраструктура. При проведении мониторинга качества автодорог нами установлено, что существуют проблемы несвоевременного планирования работ и финансирования, нехватки обслуживающей техники. Мы внесем рекомендации по улучшению положения в уполномоченные органы для принятия соответствующих мер, — резюмировал первый замруководителя ведомства.
Алмат Мирзалиев отметил: так как ремонт и содержание дорог республиканского значения находятся в компетенции АО НК «КазАвтоЖол» и ТОО «КАЖсервис», по итогам мониторинга их первым руководителям будут направлены письма. Если меры не будут приняты, работу компаний проинспектирует Агентство РК по противодействию коррупции.
Асхат КАЛЖАНОВ
Фото предоставлено департаментом по противодействию коррупции по Актюбинской области