Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Большие планы малых городов

индустриальная зона_reswm

Реализация бизнес-программ оживит заброшенные территории градообразующих предприятий.

Алга, Жем, Кандыагаш, Темир, Шалкар, Эмба. У каждого из них своя история, по-разному складывается их судьба, но роднит их то, что они причислены к категории малых городов, и вскоре жизнь в них пойдет на подъем.
— На сегодня по каждому из них совместно с учеными регионального государственного университета имени Кудайбергена Жубанова разработаны комплексные планы социально-экономического развития, —  объясняет заместитель руководителя областного управления экономики и бюджетного планирования Женисбек Акбергенов.
Он напомнил, что Алга, Кандыагаш и Шалкар имеют также статус районного центра. А первые два попадают в границы будущей Актюбинской агломерации, что и определит основные векторы их развития. К примеру, в этом году в Алге начала формироваться, как и в областном центре, собственная индустриальная зона.
Когда-то градообразующим предприятием города был химический завод — первенец химической промышленности Казахстана, где производились фосфорные удобрения. Сейчас пустовавшую долгие годы территорию обживают новые предприятия, которые специализируются на выпуске взрывчатых веществ, извести, сплитерных блоков, тротуарной плитки и полистиролобетонных блоков. Вскоре здесь появятся завод по производству железобетонных изделий и газонакопительная станция.
Под строительство новых объектов места в промышленной зоне уже не остается, поэтому возникла необходимость создания отдельной индустриальной зоны. Выбор пал на пустырь, где находится электрическая подстанция мощностью 47 мегаватт. Для начала к формируемой индустриальной зоне в рамках государственной поддержки проложили асфальтированную дорогу, в планах — строительство железнодорожной линии, ветки от которой протянут к каждому создаваемому объекту.
— Индустриальная зона займет сто гектаров, она будет состоять из двух частей. Под промышленные объекты отводим пятнадцать гектаров, — рассказывает руководитель отдела предпринимательства Алгинского района Арман Бошанов. — В числе первых новоселов — заводы по производству гофротары и аммиачной селитры по бразильской технологии. По соседству будут выпускаться полиэтиленовая и кабельная продукции, появится цех по сборке трансформаторов.
Остальные 85 гектаров предназначены для предприятий агропромышленного направления. ТОО «Молочные истории», к примеру, возводит мясокомбинат мощностью переработки пятнадцать голов крупного рогатого скота в час. В дальнейших планах — возведение мясокомбината для убоя мелкого рогатого скота мощностью 150 голов в час. С сырьем проблем не будет, рядом находится откормочная площадка ТОО «АкТеп» на 10 тысяч голов крупного рогатого скота. Само «АкТеп» прорабатывает возможности строительства тепличного комплекса, где будут выращиваться около 10 тысяч тонн томатов, 3 тысячи тонн огурцов, 20 тонн салатов и 370 тонн клубники в год. При таких объемах витаминной продукцией будет обеспечена не только Алга, но и областной центр.
Делясь планами, собеседники подчеркивают главное предназначение новых предприятий — обеспечение занятости местного населения. После банкротства химзавода Алга еще не знала таких масштабов индустриального развития.
Для улучшения качества жизни людей в рамках программ «Дорожная карта занятости-2020» и «Дорожная карта бизнеса-2020» местной исполнительной властью проводится большая работа. К примеру, депутаты областного маслихата специально выезжали в райцентр, где проживает 20 тысяч человек,  чтобы на месте ознакомиться  с выполнением государственной программы «Доступное жилье-2020». За последние годы в городе сданы в эксплуатацию четыре восьмиквартирных арендно-коммунальных и один 59-квартирный жилые дома. Жилье распределяется преимущественно среди социально защищаемых  граждан, работников бюджетной сферы и ветеранов. В чем депутаты смогли убедиться, заглянув к некоторым новоселам.
— Нами разработана проектно-сметная документация на  строительство двух пятиэтажных 60-квартирных домов, — поделился планами аким района Аскар Шериязданов. — Рядом с ними думаем построить детский сад на 320 мест. Уже получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство всех этих объектов. Стало известно, что в городе планируется также построить школу на 600 ученических мест и интернат на 100 мест для детей из отдаленных аулов.
Второй город, который войдет в границы Актюбинской агломерации, это Кандыагаш — административный центр Мугалжарского района. Его преимущество в том, что расположен он на пересечении железных дорог Москва-Алматы и Орск-Атырау, а также на автотрассе республиканского значения Актобе-Астрахань, магистральной газовой трубы Бухара-Урал (Жанажол-Актобе). Здесь успешно действуют предприятия, связанные не только с транспортом и логистикой.
В Мугалжарском районе расположены также города Эмба и Жем. По территории первого проходят автомобильная магистраль республиканского уровня Актобе-Алматы, железнодорожная магистраль Алматы-Москва и газопроводы — Бухара-Урал, Жанажол-Эмба. Эта местность богата полезными ископаемыми, такими как гравий, песок, золото, медь, нефть, газ, а также подземными водами. Долгое время главной проблемой этих малых городов являлось отсутствие газа, но с открытием газораспределительной станции в Эмбе ситуация изменилась кардинально.
Большим импульсом для развития Шалкара стало строительство новой железной дороги Жезказган-Бейнеу. Активно строятся жилые дома. Появляются новые социальные объекты, что привлекает сюда людей, да и отток коренного населения сведен к минимуму. Минерально-сырьевая база Шалкара представлена кварцевым песком и глиной. Окрестности славятся богатым ресурсом питьевой и минеральной воды. В последние годы геологи выявили здесь и большие запасы железной руды.
— Магистральный газопровод высокого давления Бухара-Урал, новые железнодорожные пути — все это заметно влияет на развитие малых городов нашей области. Они содействуют активному развитию малого и среднего бизнеса, развитию сопутствующих производств и услуг, в том числе и  придорожного сервиса, а также созданию новых промышленных объектов и возрождению животноводства, — сообщил  Женисбек Акбергенов.
Он обратил внимание на то, что у города Темира свои преимущества. Здесь, в отличие от его собратьев, можно развивать туризм. Город основан в 1870 году и изначально назывался Каракамыс. В 1896 году стал уездным городом. На стыке ХIХ-ХХ веков здесь два раза проводились крупные ярмарки с участием торговцев из Ташкента, Бухары, Уфы, Оренбурга и Орска. В 1929 году город был переименован в Темир.
В этом году в рамках государственной программы «Нұрлы жол» начинается строительство автодороги Актобе-Атырау. Пересекая территорию нашей области, возрожденная дорога, подобно мега-трассе Западная Европа-Западный Китай, вдохнет новую жизнь и в те населенные пункты, которые стоят на ее пути, в том числе и в малые города. Их жители уже сейчас вынашивают бизнес-идеи, которые принесут в будущем достаток не только в семьи, но и малой родине. Многое для возрождения городов делают местные исполнительные власти, поэтапно обновляя дороги, водопроводы, электролинии, другие коммуникации, строя жилье и благоустраивая территории. Немало было сделано самими жителями и в рамках патриотической акции «Көркейе бер, туған жер! — Расцветай, родной край!», потому что они уверены — их городам быть.
шалкар-бейнеу_reswm

Одобрено депутатами
В общей сложности численность жителей шести малых городов составляет 97,5 тысячи человек, или 12 процентов населения всей области.
Эти цифры привел в своем докладе заместитель руководителя управления экономики и бюджетного планирования Женисбек Акбергенов на очередной сессии областного маслихата. Депутаты на прошлой неделе внесли некоторые коррективы в «План мероприятий по развитию Актюбинской агломерации до 2020 года» и в «Комплексный план развития малых городов Актюбинской области на 2016-2030 годы».
— В соответствии с Программой регионального развития до 2020 года акимат области совместно с региональным государственным университетом имени Кудайбергена Жубанова разработал план развития малых городов, — сообщил Женисбек Акбергенов.
Данный документ направлен на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, транспорта и транспортной логистики, строительства и развитие отраслей, связанных с производством строительных материалов, производства капитального ремонта, реконструкции и строительства образовательных, медицинских, спортивных учреждений. Отдельным блоком выделено благоустройство городов, строительство многоэтажных домов, обновление инженерно-коммуникационных линий.
Работа будет идти по шести направлениям. Стратегия предполагает реализацию 108 проектов общей стоимостью 23,4 миллиарда тенге. В том числе 18 проектов на 4,5 миллиарда тенге по линии сельского хозяйства, 16 проектов на 4,3 миллиарда тенге — предпринимательства, на остальные предусмотрено 14,6 миллиарда тенге.
— Реализация этих планов будет осуществляться за счет государственной программы «Нұрлы жол», что способствует индустриальному и экономическому росту в рамках Национального плана «100 конкретных шагов». Начало финансирования проектов ожидается с 2017 года, — добавил докладчик.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"