За 15 лет количество малокомплектных школ в Казахстане увеличилось в два раза. По последним статданным, в стране в 4 221 малокомплектной школе обучаются около 400 тысяч учащихся. Сегодня именно такая школа столкнулась лицом к лицу со множеством проблем, в числе которых слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных педагогических кадров.
Вопросы состояния и перспектив малокомплектных школ были рассмотрены вчера на международной научно-практической конференции.
Среди участников мероприятия, инициированного Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина в соответствии с планом мероприятий Министерства образования и науки РК: ученые-методисты стран СНГ, руководители педагогических вузов республики и управлений образования, руководители региональных центров развития МКШ, руководители и учителя ресурсных центров и школ. Работа двухдневной конференции была разбита на несколько секций, в ходе которых поднимались вопросы организации и управления учебно-воспитательным процессом в условиях ресурсных центров — опорных школ, подготовки учителей к работе в МКШ, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и др.
Пленарное заседание предварила выставка-презентация, отражающая региональный опыт развития МКШ.
Приветствуя участников конференции, заместитель акима области Сара Нуркатова особо подчеркнула роль педагогов в формировании личности.
— Мы должны помнить, что учитель – это золотой фонд страны, наша задача – поднимать престиж педагогической профессии, — отметила она.
Замакима перечислила достижения в сфере образования Актюбинской области за последние годы, сказала о марафоне-эстафете «Расцвет села – расцвет Казахстана», стартовавшем в нашем регионе, о грантах акима области, выделяемых по итогам года лучшим школам и учителям.
— Появились новые школы, дошкольные учреждения. Это все стало возможным благодаря стабильному росту экономики. Вместе с тем есть и проблемные моменты, один из них – качество образования в малокомплектных школах, — продолжила Сара Каиржановна. – Отток населения из сельской местности в город привел к тому, что на сегодняшний день почти 70 процентов общего числа школ нашей области являются малокомплектными. Именно такой тип школы является наиболее уязвимым в вопросе качества предоставляемого образования, так как возникает ряд проблем, в числе которых и слабая материально-техническая база, и недостаточное финансирование, и нехватка педагогических кадров. Мы видим выход в организации ресурсных центров – опорных школ МКШ. В нашей области на сегодняшний день функционируют два таких центра – в Темирском и Мугалжарском районах.
Следующим был заслушан доклад начальника управления образования Актюбинской области Айгуль Арынгазиевой. Озвучив цифры и факты, характеризующие состояние подведомственной ей сферы, она остановилась на вопросах МКШ. По ее словам, преподаватели в малокомплектных школах испытывают двойные нагрузки, ведя уроки одновременно в смежных классах. Необходимо готовить таких универсальных педагогов для МКШ в вузах страны, предложила начальник управления.
С докладом о научно-педагогическом обеспечении качества образования в малокомплектной школе выступила президент Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина Алма Абылкасымова (на фото). Она сравнила различные модели и подходы к существованию МКШ в развитых странах и отметила, что в Казахстане с каждым годом растет количество малокомплектных школ, являющихся неотъемлемой частью села.
— Подобная конференция проходит в нашей стране впервые за годы независимости. Министерство образования и науки РК неслучайно поднимает актуальные вопросы работы малокомплектных школ. В настоящее время половина МКШ нуждаются в капитальном ремонте или строительстве новых зданий, в большинстве из них отсутствуют столовая, спортивные залы, медицинские кабинеты, не организован подвоз учеников. Неудовлетворительными остаются уровень обеспечения интерактивным оборудованием, мультимедийными кабинетами. Исходя из этого, Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы решение проблем малокомплектных школ определено в качестве приоритетных задач системы среднего образования Казахстана. Предусмотрено принятие кардинальных мер по значительному обновлению инфраструктуры и материально-технической базы, улучшению учебно-методического обеспечения образовательного процесса, повышению статуса учителей МКШ, — подытожила Алма Абылкасымова.
Далее выступили представители Российской академии образования, Национального института образования Республики Беларусь, областных управлений образования, региональных центров развития МКШ. По итогам конференции будет издан сборник материалов, отдель-ные статьи будут опубликованы в республиканских научно-методических журналах.
(Более подробно о работе конференции читайте в следующем номере нашей газеты).
Гульсым НАЗАРБАЕВА