Нынешний сезон для Государственного академического театра танца Республики Казахстан юбилейный: 50 лет коллективу и 80 лет его основателю, лауреату Сократовской премии Булату Аюханову. О том, как проходит столь ответственный сезон, рассказала главный балетмейстер театра, заслуженный деятель культуры РК Гульфида Гафурова.[divider]
Наша школа
В один из гастрольных дней Гульфида Гафурова провела мастер-класс в недавно открывшейся в Актобе школе балета.
— Малышки перспективны для поступления в хореографическое училище, а выйдут ли из них профессиональные артисты, зависит от педагогов, — призналась собеседница. — На мастер-классах задачи разные: если перед тобой педагоги, даешь методику, если учащиеся училища, то говорим о задачах спектакля или о том, как правильнее подготовить к нему тело; в студии задачи тоже другие.
Из общения с педагогами Актобе я поняла, что они имеют профессиональное образование и четко видят свою задачу. Мне понравилось, как Айнур Елеусизовой все организовано для вашей детворы. Считаю, что у актюбинцев появилась возможность сделать выбор в пользу балета, а выберут они Казахскую национальную академию хореографии в Астане или Алматинское училище имени А. Селезнева, зависит от платежеспособности родителей. [divider]
Неповторимый репертуар
Гастроли этого театра танца привычны для актюбинского зрителя. Заметим, еще ни разу коллектив, более известный как балет Булата Аюханова, не привозил одинаковых программ, тем самым проводя хореографический ликбез публики.
Нынешняя программа отличалась большим содержанием постановок в этностилистике: наряду с танцами на музыку Н. Паганини, Ф. Шопена,
П. Чайковского, Ж. Бизе были представлены потрясающие номера на музыку Э. Хусаинова, Н. Тлендиева, А. Мукей, А. Раимкуловой и даже нашего земляка Б. Оралулы («Звуки степи»). Отдельное место программы — одноактный балет «Половецкие танцы у хана Кончака» на музыку А. Бородина.
— Фрагмент половецких плясок из оперы Бородина «Князь Игорь» известен всем, но оригинальную хореографическую версию Булат Газизович и назвал оригинально, — заметила Гульфида Гафурова. — На недавних гастролях в Турции и в Санкт-Петербурге публика на ура встретила наши выступления, в том числе с новой постановкой. Мы очень переживали, готовились ответственно, но восторг зрителей и их аплодисменты стоя вызвали у артистов слезы радости — это многого стоит.
График нашей работы непростой: кроме плановых постановок, есть и план гастролей, мероприятий, в которых задействованы все 37 артистов балета, поэтому говорить о том, как быстро готовится номер, сложно. Но Булат Газизович делает все очень быстро, когда его посещает творческая идея. За сезон мы подготавливаем 4-5 постановок. Премьеры проходят,
безусловно, в Алматы, но тут же стараемся везти новое в регионы.
В этот приезд актюбинцы увидели восстановленные недавно «Рондо каприччиозо» К. Сен-Санса и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе-Р. Щедрина. Особенность работы Булата Аюханова, по словам собеседницы, в том, что он концентрируется на артисте и подстраивается под артиста:
— Мастер понимает, что, поменяв какие-то движения под харизму, технические возможности исполнителя, можно сделать старый балет лучше, и артист не копирует кого-то, а самовыражается. Думаю, так работает любой постановщик.
Ведущий артист театра Мади Касымов признался, что он любит все партии:
— Только к третьему курсу Селезневского училища я решил стать артистом балета и сейчас очень люблю свою работу. Впрочем, если бы предложили серьезную зарплату, я ушел бы из балета. Детей отдать в балет? Только для эстетического развития.[divider]
Памяти артиста
Впервые артисты Государственного академического театра танца посетили Актобе без своего многолетнего наставника, педагога-репетитора Сергея Тихонова. Выпускник училища имени А. Селезнева 1975 года, он всю жизнь проработал в балете Аюханова.
— Я пришла в балет в 1985 году и много танцевала с Сергеем Ивановичем, — вспоминает ветерана сцены Гульфида Гафурова. — Он был партнером от Бога: когда я чувствовала его руки на своей талии, ничего не боялась, знала, что не упаду, не ошибусь, знала, что Сергей Иванович вытащит меня из любой ситуации, поставит на ногу, сделает все, чтобы мне было комфортно. Он был очень добрым человеком и великим профессионалом — все делал скрупулезно, дотошно, грамотно, все у него было разложено по полочкам. Без его корректности, тактичности и душевности нам трудно.[divider]
Юбилеи
16 сентября в рамках 80-летия Булата Аюханова прошел Большой вечер балета в ГАТОБ имени Абая, а 18-го на сцене Astana Balet Булата Газизовича поздравили его ученики, сегодня работающие не только в ведущих театрах РК, но и по всему миру.
Другая важная дата — 50-летие театра танца, бессменным руководителем которого является Булат Аюханов. Начиналась труппа с него и Инессы Манской, потом добавились шесть выпускников училища имени А. Селезнева.
К слову, сегодня в программе Государственного академического театра танца постановки не только Булата Аюханова, но и Анвары Садыковой, Гайникамал Бейсеновой, «Шопениана» представлена в хореографии Михаила Фокина (начало XXI века).
Впрочем, рассказать о танце на бумаге нереально, а билеты на балет Аюханова по карману даже самому небогатому человеку — от 600 тенге.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА