Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Будь здоров, малыш!

В кабинете психолого-педагогической коррекции, открытом на прошлой неделе в Актобе, приняли первых пациентов. Корреспондент «АВ» узнал, какую помощь оказывают здесь особенным детям и куда следует обращаться родителям, чтобы попасть на прием к врачу-реабилитологу.

 

Коррекционный кабинет действует на базе средней школы № 4, расположенной по адресу: улица Тайбекова, 10. В специализированное учреждение принимают детей с нарушениями слуха, речи, интеллекта, зрения (после кохлеарной имплантации), опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Возраст детей — до 18 лет. С ними занимаются логопед, дефектолог, тифло- и сурдопедагоги, инструктор по лечебной физкультуре. Под наблюдением невропатолога ребенок получает массаж. Посещают кабинет дети абсолютно бесплатно.
Занятия проводятся два раза в неделю по три часа. Курс лечения длится в течение трех месяцев. Ребята рисуют, занимаются лечебной физкультурой, для них открыта так называемая сенсорная комната, в которой есть сухой бассейн с пластмассовыми шариками, веревки, дорожки и всевозможное оборудование для игр, физического развития и развития моторики.
В кабинет коррекции направляют по заключению городской комиссии психолого-медико-педагогической консультации. Направление на комиссию выдает участковый педиатр. Но можно и самим обратиться в ПМПК по адресу: улица 101-й Стрелковой бригады, 10 а, или позвонить по телефону: 52-25-25.
Сегодня коррекционный кабинет посещают 45 детей. На одного ребенка отводится по 25-30 минут индивидуальных занятий. По мере того, как он адаптируется в среде, начинает посещать занятия уже в группе. Группы формируются из четырех-пяти детей. Обучение проводится в пределах психофизических возможностей каждого ребенка.
— У нас предусмотрен целый комплекс лечения. К примеру, речь детей корректируют и логопед, и дефектолог. Маленькие пациенты получают также консультации у психолога и проходят лечебно-оздоровительные процедуры в кабинете ЛФК. В течение года мы примем сто детей, — рассказывает заведующая кабинетом психолого-педагогической коррекции Яфурай Туленова.
Для каждого ребенка составлено расписание посещений кабинета. График составляется так, чтобы у детей было время для отдыха между основной школой и занятиями в кабинете коррекции.

А теперь проведем небольшую экскурсию по коррекционному кабинету.

Кабинет Монтессори. Здесь обучаются дети от 3 до 6 лет. Кабинет разделен на несколько зон — математики, космоса, практической жизни и развития сенсорики. Дети в игровой форме учатся завязывать шнурки, справляться с различными застежками, стирать, развешивать и гладить белье, резать овощи. Причем каждый ребенок изначально выбирает свой модуль, который больше ему по душе.
— В повседневной жизни мы всегда торопимся. Даже поднимаясь по лестнице, стараемся взять ребенка на руки, чтобы быстрее добраться до квартиры. Сами застегиваем и расстегиваем его одежду. В силу своей занятости не приучаем ребенка к самостоятельности. А здесь мы научим их всем практическим навыкам, которые пригодятся в жизни. Кроме того, такие упражнения развивают мелкую и крупную моторику ребенка, зрительное восприятие, вкусовые ощущения, — разъясняет педагог Гульсым Урдабаева.
В одной из зон ребенок учится писать с помощью передвижного алфавита, составлять слова, предложения, считать, сравнивая предметы по весу и количеству, определять на слух и ощупь предметы и многое другое.

Массажный кабинет. Прием ведет невропатолог. По его назначению ребенок получает сеанс массажа. Тут же родителей обучат гимнастике и массажу, который они могут делать дома самостоятельно, без ущерба для здоровья ребенка. Стоит запомнить, что детям-инвалидам массаж назначает врач и самодеятельность в этих случаях не всегда может оказаться полезной для ребенка.

Лечебно-физкультурный кабинет. Кабинет оснащен тренажерами для лечебной физкультуры и реабилитационным оборудованием для восстановления двигательных функций. Инструктор ЛФК Анара Сактаганова демонстрирует так называемый вертикализатор, или параподиум, для детей с ДЦП и прикованных к инвалидной коляске. Ребенок в вертикальном положении закрепляется к тренажеру. Параподиум выполняет роль своего рода ходунков. Закрепленный к параподиуму ребенок играет, его перемещают по комнатам, знакомя с окружающими предметами в новом для него ракурсе.
Помимо этого, детей тренируют на массажной дорожке, турниках, коврике Гофр, координируя их движение при ходьбе, прыжках и беге.

Кабинет логопеда. Коррекционные занятия проводятся с использованием логопедических тренажеров. Специалист поможет правильно поставить произношение, исправит дефекты речи. Уроки проводятся в игровой форме, с использованием наглядного материала. Одновременно с коррекцией речи тренируется память, развиваются мышление и внимание ребенка. Занятия проводит логопед-дефектолог Амина Нурумбаева.

Кабинет тифлопедагога. Для занятий с детьми с нарушением зрения используются мозаики, трафареты, шнуровки, пазлы, калейдоскопы. Кабинет оснащен необходимым раздаточным материалом. Как замечает тифлопедагог Айжан Темиргалиева, обучающая программа нацелена на то, чтобы приучить детей к пространственному ориентированию и восприятию окружающего мира.

Кабинет сурдопедагога. Основной акцент работы нацелен на занятия с детьми после кохлеарной имплантации.
— Многие родители ошибочно полагают, что после установки имплантата их дети станут хорошо слышать. Это далеко не так. Операция – это лишь начало пути. Она возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Чтобы восстановить слух, потребуется очень долгое время, — поясняет сурдопедагог Эльвира Коблаш.
В коррекционном кабинете детей научат разговаривать, правильно слышать и распознавать звуки. Занятия проводятся по распространенной методике Инны Королевой «Развитие слухоречевого восприятия после кохлеарной имплантации у глухих школьников».
— Учебное пособие мы перевели на казахский язык для наших детей. Некоторые задания облегчили, заменили примеры на доступные для восприятия нашими школьниками, — отметила сурдопедагог.

Группа кратковременного пребывания. Занятия у узких специалистов проводятся индивидуально. В ожидании своей очереди ребенок проводит время в игровой. Воспитатель организует игры для детей. Находясь в группе кратковременного пребывания, дети ожидают прихода своих родителей.
Подготовила

Колонка "Взгляд"