Согласно переписи 1897 года из всего населения Казахстана в возрасте от 9 до 49 лет грамотных было только 8,1 процента.
В 1914-1915 учебном году в Казахстане имелось 2 006 школ, где обучалось 105 тысяч детей.
К концу 1950-х годов прошлого столетия Казахская ССР стала республикой сплошной грамотности.
Ныне в РК, как и в соседней России, ситуация во многом схожа с той, что наблюдалась в странах Запада в 80-90-х годах XX века. Тогда в ряде стран особенно заметно проявились черты «кризиса чтения».
Проблема «нечтения» беспокоит потому, что она формирует вторичную (функциональную) неграмотность.
Вторичная неграмотность, утверждают специалисты, развивается в раннем возрасте, приблизительно в третьем классе, когда ребенка учили, но не научили читать, не привили любовь к чтению. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению сопровождает потом человека всю жизнь.
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества.
Практика привлечения к чтению обширна: от мероприятий в библиотеке, школе до чтения детям в школьной библиотеке, передвижной библиотеке в парках, супермаркетах.
Еще одной характерной чертой реального времени является глобальное изменение способа чтения. На смену бумажному носителю приходят электронные издания, воспроизводимые на мобильных цифровых устройствах — букридерах, планшетных компьютерах.
Однако дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, дело в другом. Что же именно будет читаться, какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные медиа для развития детей и юношества.
В этом деле в первую очередь надо начинать с себя, со своего ребенка, с внука. Попробуйте почитать ребенку книгу на ночь, поинтересуйтесь литературными новинками, зайдите в библиотеку, книжный магазин.
Быть читателем — быть лидером! Пусть этот девиз поможет нам быть всегда конкурентоспособными и востребованными.
Кадр НУРГАЛИЕВ,
ветеран народного образования