Актобе — родина велоспорта РК. Именно в нашем городе сто лет назад в рамках празднования татарского сабантуя состоялся первый на территории современного Казахстана велопробег. К этой дате приурочено проведение в областном центре чемпионата республики по велоспорту, который пройдет в первых числах июля. Немало славных страниц в летопись казахстанского велоспорта вписали позже и другие актюбинские гонщики. Многие из них здравствуют и ныне. «АВ» попытался восстановить картину вековой давности и рассказать своим читателям о том, как в нашей стране зарождался велоспорт.
Городской предшественник областной
Сабантуй-1914 красочно описывает литературно-хозяйственный журнал «Актюбинский Городской Вестник». Незадолго до 6 июля 1914 года один из татарских купцов призвал коллег по цеху устроить для народа сабантуй, взяв, разумеется, на себя часть расходов по его проведению. Из своей среды зажиточные татары избрали Валея Усманова, на долю которого выпала организационная часть работы. Было даже получено разрешение Тургайского губернатора.
Наконец, после всех приготовлений во второй половине дня 6 июля ярмарочная площадь была заполнена народом. Но сооруженные палатки не смогли вместить всех желающих — так много было людей. Впрочем, добродушные организаторы польстились таким вниманием публики и гостям были весьма рады.
Верблюды и велосипеды
Судя по описанию «АГВ», у сегодняшних праздников с теми, что были сто лет назад, большое сходство. И тогда народ обожал массовые гулянья. Вот и на сабантуе актюбинцы немало повеселились, наблюдая за скачками верблюдов, лошадей, борьбой на поясах и отведывая вкусные кушанья. Немалый интерес вызвали состязания велосипедистов. И хотя на страницах журнала им посвящена всего одна строчка, его значения это обстоятельство нисколько не умаляет.
Из архивных источников нам удалось узнать, что в новом и несколько экзотичном для актюбинцев виде спорта приняли участие 12 человек, в том числе и победитель, Сибагат Забиров. Все, кроме него, катались на новеньких велосипедах немецкого производства (свои царская Россия выпускала недостаточно много). Расстояние в три круга (каждый по три километра двести метров) участники преодолевали по улицам города. Победа Забирова была несколько не-ожиданной для всех, поскольку его велосипед «Дукс» (кстати, российский) уже видал виды и выглядел ненадежным. Тем не менее, природный талант Сибагата Забирова, а также многокилометровые, изнуряющие тренировки взяли верх.
Теперь немного о первом победителе велопробега на территории современного Казахстана. Свою трудовую деятельность Сибагат Фатколович начинал счетоводом на торговом предприятии города Темир, где часто проводились крупные ярмарки. В ярмарках участвовали купцы из Средней Азии, Западной части России и даже Англии. В начале 20 века на рынке появились велосипеды, пользовавшиеся большим спросом среди населения. Именно там приобрел двухколесный транспорт будущий победитель гонки. К слову, велосипед для него отнюдь не был роскошью. В то время между Актюбинском и Темиром отсутствовало железнодорожное сообщение, поэтому Забирову, чтобы заключить сделку, приходилось раз в неделю-две ездить в областной центр, проделывая путь в 160 километров. Возможно, такие тренировки обеспечили его победу в настоящей велогонке.
Позже Сибагат Забиров переехал в Актюбинск. Здесь ему удалось устроиться преподавателем в мусульманскую школу. Именно в этой ипостаси он стал участником велогонки. За победу в ней триумфатору вручили специально изготовленную медаль, на обратной стороне которой красовалась гравировка в форме велосипеда. Сибагат Забиров до глубокой старости не утратил любви к велосипеду. Он ездил на двухколесном транспорте в любую погоду. Жил в районе Малышки, по улице Кубанской, 15. Этот дом стоит до сих пор…
Коммунисты изменили подход
Несмотря на обнадеживающее начало, очередного всплеска активности в среде актюбинских велогонщиков пришлось ждать двадцать лет. За это время успела кардинально поменяться не только власть, но и политическое устройство страны. На карте появилось (пусть и без реального суверенитета) новое государственное образование — Казахская ССР. Долго ждать пришлось еще и потому, что смена правящих режимов не обошлась без крови и гражданской войны. Тут уж, как говорится, не до велосипедов.
Тем не менее, именно в союзное время актюбинский велоспорт получил новый виток развития. Массовая пропаганда здорового образа жизни сопровождалась появлением специального спортивного инвентаря. В середине 30-х годов наиболее популярными были многодневные велогонки. Как правило, они были приурочены к грандиозным для СССР событиям, либо посвящались успехам отдельных личностей, например, стахановцев, не считая, конечно, советского вождя Иосифа Сталина. Подобные велопробеги, помимо всего прочего, имели большое агитационно-пропагандистское значение. Они позволяли доносить до народных масс суть коммунистической политики. Так, например, в 1934 году состоялся пробег по маршруту Алма-Ата-Семипалатинск-Петропавловск-Кустанай — Актюбинск. За 40 ходовых дней
(4 тысячи километров) 14 участников во главе с энтузиастом Виктором Зиминым провели большую пропагандистскую работу. Они побывали в 135 колхозах, 13 МТС, 8 совхозах и на 3 предприятиях, где провели беседы и доклады о физической культуре, оказали практическую помощь колхозникам в проведении сельскохозяйственных работ и организации физкультурной работы.
И только спустя 4 года в Казахстане провели настоящий, без привязки к большой политике, многодневный велотур: Алма-Ата-Узун-Агач-Отар-Фрунзе-Чимкент и обратно, разделенный на 16 этапов. Основную массу участников составили уже не энтузиасты-любители, а те, кто выбрал эту стезю на профессиональной основе. В данном случае студенты и преподаватели Казахского техникума физкультуры. Немудрено, что представители этого учебного заведения заняли в итоге весь пьедестал почета.
Послевоенные годы
Окрепший и ставший было на ноги велоспорт Казахстана, равно как и всесоюзный, в 1941 году испытал еще одно после гражданской войны потрясение. Нападение Германии на СССР не только отбросило развитие этого вида спорта в техническом отношении на многие годы назад, но и практически лишило его кадров, многие из которых ушли на фронт и не вернулись. Правда, уже к 1948 году в велоспортивных секциях республики, включая и наш город, занималось свыше 4 тысяч человек.
В 1951 году в Актюбинск по распределению приезжает Вячеслав Ткачев, с именем которого и связаны самые яркие страницы актюбинского велоспорта. Самое интересное в том, что Вячеслав Андреевич сам конькобежец и велоспорт развивал параллельно.
По словам, заслуженного тренера Казахстана Владимира Коренькова, конькобежный, лыжный и велоспорт объединяет то, что все они являются циклическими. То есть, когда одни и те же движения повторяются много раз.
Более десяти лет Ткачев тренировал спортсменов в условиях слабой материально-технической базы. Лишь в 1962 году в нашем городе открывалась ДЮСШ № 2 с отделением велосипедного спорта.
Девятнадцать мастеров
Появление более или менее приемлемых условий для развития плюс тренерская мысль принесли свои плоды в том же 1962 году. Актюбинец Анатолий Миронов стал первым доморощенным мастером спорта СССР. Он выиграл Спартакиаду школьников СССР. В следующем году норматив мастера спорта выполнил Владимир Олейник. В мае на первой Западно-Казахстанской краевой спартакиаде он стал победителем 50-километровой дистанции со временем 1 час 23 минуты 56 секунд. До выполнения норматива мастера спорта ему не хватило каких-то минут. Вскоре на Спартакиаде народов КазССР Владимир Олейник показал четвертый результат дня, но время, показанное им (1 ч. 13 м. 26 с.) оказалось достаточным для выполнения мастерского норматива.
— Я хорошо помню эту гонку. Мне противостояли, точнее, я противостоял лучшим велогонщикам Казахстана. Поэтому вдвойне отрадно, что удалось тогда занять четвертое место и выполнить норматив мастера спорта, — признается Владимир Олейник.
В этом же году мастером спорта СССР стал мартучанин Саин Капетов. Но самым плодовитым оказался 1964 год. Он дал нам сразу семь мастеров, в числе которых бронзовый призер чемпионата Европы по конькобежному спорту Валерий Троицкий и известный судья различных областных и городских соревнований Николай Марчук.
Всего в период с 1962 по 1986 годы 19 актюбинцев стали мастерами спорта СССР. Представители далеко не каждого вида спорта, культивируемого в нашем регионе, могут похвастаться такими достижениями.
— Звание мастера спорта СССР приходилось по-настоящему завоевывать. Завоевывать в условиях острейшей конкуренции. Поэтому оно, действительно, дорогого стоит, — объясняет «АВ» Владимир Кореньков.
Не всем по карману
Если сказать, что экономические трудности, связанные с развалом Союза, больно ударили по актюбинскому велоспорту, значит, ничего не сказать. Он откровенно зачах. Спортивные велосипеды стали роскошью, ибо по цене приблизились к стоимости хорошего мотоцикла и даже автомобиля. В беседе с корреспондентом «АВ» Владимир Олейник посетовал на отсутствие массовости в сегодняшнем актюбинском велоспорте:
— Наша главная проблема — массовость. Почему ее нет? Да потому, что инвентарь очень дорогой. В техническом отношении мировой велоспорт значительно ушел вперед. К тому же сейчас, чтобы стать большим мастером, уже недостаточно иметь просто велосипед.
Николай Марчук также признал, что актюбинский велоспорт испытывает определенные проблемы. К массовости и нехватке инвентаря он добавил отсутствие специалистов:
— Каких результатов вы хотите, если у нас работает всего один тренер — Константин Борматенков? Нужны еще хорошие, квалифицированные тренеры. Я думаю, будущее у нашего вида спорта все же есть. Сегодня в городе много мест проката велосипедов, у ребятишек есть большой интерес к езде на двухколесном транспорте. Поэтому я надеюсь, что славные страницы нашего велоспорта продолжатся.
Асхат КАЛЖАНОВ