Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Час расплаты

Все большую популярность в Европе приобретает система оплаты «Плати, сколько хочешь» («Pay what you want»). Ее суть заключается в том, что за предлагаемую услугу клиенты выплачивают ту сумму, которую считают достаточной. И, удивительное дело, там система прижилась и не стала провальной. Многие, наоборот, начали извлекать из нее выгоду и получать существенную прибыль.
А возможно ли подобное у нас? Журналисты «АВ» решили провести своеобразный эксперимент, чтобы узнать, готовы ли актюбинцы к такому явлению, как «свободная цена». Что из этого вышло — читайте в нашей Главной теме.

На редакционной планерке было решено, что журналисты попробуют оказать горожанам три услуги — такси, моментальное фото на память и продажа своего рода фаст-фуда.
Роли таксиста и фотографа взяли на себя Мирал Джармухамбетов и Асхат Калжанов соответственно, Баян Сариева отправилась предлагать жителям пирог собственного приготовления.

Эксперимент № 1
Шаг первый. Для начала этот пирог нужно было, собственно, испечь. Для этого мне потребовалось:
3 яйца — 43 тенге (десяток — 143 тг.),
200 гр. сахара — 28 тенге (140 тг. — килограмм),
200 гр. муки высшего сорта — 12 тенге (60 тг.),
1 яблоко — 27 тенге (130 тг.).

Итого: цена пирога 110 тенге.
Сам процесс приготовления и выпекания занял примерно 30 минут. Удвоим цену за счет потраченной электроэнергии и приложенных кулинаром усилий.
Таким образом, реальная стоимость каждого из 12-ти кусочков — 20 тенге.
В кулинарных магазинах и столовых она составляет от 70 до 150 тенге.
Шаг второй. Из парка имени Пушкина, куда я первоначально направилась для проведения эксперимента, пришлось перейти на Центральный рынок. Ничего, мысленно успокаивала себя,  здесь и людей, и возможностей больше. Однако на деле все оказалось не столь без-облачным, как представлялось.
С местом определилась без труда и, кстати, довольно удачно. Девушка по имени Гульнара, торговавшая квасом и напитками, великодушно разрешила разложить пирожные на ее прилавке. Она же позже сыграла немалую роль в их быстрой продаже.
Волнуясь, оглядываюсь вокруг. Женщины-продавцы с интересом поглядывают в сторону новенькой. Окидывают взглядом и спешащие прохожие.
«Ну же, подходите», — твержу про себя как заклинание, а вслух удается выдавить: «Домашняя выпечка, подходите и пробуйте». Ничего не поделаешь, сказывается отсутствие опыта. А желающих помочь в эксперименте все нет и нет. Наконец, либо мой неуверенный вид, либо свертки на столе привлекли внимание двух женщин.
— А что это у вас тут? — интересуется одна из них.
— Да вот открывается новая кулинария, проводим промо-акцию продукции. Хотите попробовать? Цена свободная, платите столько, сколько хотите, — быстро выдаю заготовленную заранее «информацию».
— Даже бесплатно можно?! — с улыбкой продолжает она, берет один кусочек и все же протягивает 40 тенге.
Вот они, мои первые деньги, заработанные в роли продавца!
Постепенно начинают подтягиваться мои «товарки» с соседних прилавков, исподтишка или открыто наблюдавшие за происходящим.
— А что это за кулинария? А  как можно сделать заказы? — раздается с разных сторон.
Пришлось врать напропалую, что якобы визитки еще не готовы, а подобные акции еще будут проводиться, тогда можно узнать подробнее. Утолив любопытство, они возвращаются к себе, унося с собой три пирожных. Теперь у меня накопилось 165 тенге. Кстати, было приятно осознавать, что женщинам они пришлись по вкусу — одна вернулась, чтобы прикупить еще три штучки для себя и знакомых. Итого — 245 тенге.
После этого, правда, наступило затишье. Гульнара, наблюдая за вялотекущей торговлей, взяла инициативу в свои руки.
— Здесь нельзя просто стоять, нужно зазывать клиентов и расхваливать товар, — пояснила она мне и принялась за дело.
— Ага, возьмите к квасу пирог, вкусно и недорого, — настойчиво предлагает девушка подошедшему за напитком мужчине. Мне осталось лишь подавить неуместный смешок. С таким предложением Гульнара обращалась практически к каждому своему клиенту. И самое интересное, что с ее помощью мне удалось продать еще два куска пирога за 100 тенге.
За один пирог себестоимостью 110 тенге мне удалось выручить 345 тенге. А оставшиеся три пирожных я передала Гульнаре в знак благодарности за оказанную помощь.
— Если будешь еще проводить такие промо-акции, приходи сюда, вместе поторгуем, — пригласила напоследок девушка.
Признаться, такие слова и помощь, однозначно, стоят намного дороже.

Вывод: конечно, мечты продать одно пирожное по той же цене, что и в кафетериях и кулинариях, развеялись сразу. Однако результаты оказались не худшими.

Эксперимент № 2

Благо особой подготовки для выезда на «линию» не надо — машина в редакции есть, создать ей необходимый антураж — не проблема. А потенциальных клиентов, «голосующих» у обочин, вроде бы, всегда много.
Итак, все готово. Еще раз ставим для себя задачу: подвозим пассажиров за ту цену, которую они сами считают реальной. Цель: узнать, насколько завышены расценки за эти услуги. Конечно, здесь есть свои нюансы, но определенные тенденции ценообразования на услуги такси выяснить можно.
…Первых клиентов мы взяли на остановке «Парк им. Пушкина». Два парня называют маршрут — Жилгородок, спрашивают: «Сколько?». В ответ слышат: «Сколько дадите реально». Оглядев салон, где уже сидят два пассажира, выносят свой вердикт: «300». «Бьем по рукам» и едем. Разговор с ними получился занятный. Конечно, ребята считают, что доехать за 300 тенге от парка до Жилгородка — это очень хорошая цена. Назвали они ее по той причине, что в салоне уже сидели два человека. А так бы предложили 500. Видно, что парни умеют считать деньги. По пути один из них говорит, что он доезжал по этому маршруту и за 200 тенге. Правда, это было под утро, денег у ребят, вышедших из компьютерного клуба, больше не было, и они уговорили водителя, кстати, официального таксиста, отвезти их.
Упоминание слова «официальный» просто необходимо в нашем вопросе. Для ценообразования — это один из ключевых факторов. Таксисты, работающие официально, как мы узнали, берут за доставку от парка в Жилгородок до 800 тенге. Частники же могут отвезти за сумму вдвое меньше.
Разжившись первыми тремястами тенге, едем к «Нурдаулету», причем только по правой полосе, чтобы без помех припарковаться и «подобрать» клиентов. Но, как бы внимательно мы ни всматривались в проходящих мимо или стоявших у обочины людей, желающих воспользоваться нашими услугами не было. Оказалось, что найти клиентов непросто. Безрезультатно объездив все центральные улицы микрорайона, направляемся на рынок «Алтай», откуда за те же 300 тенге отвозим одну бабулю в район Сазды. Расстояние показалось нам не таким уж значительным, но клиентка сказала, что она всегда доезжает за эту сумму, хотя, бывает, таксисты просят и больше.
Следующую клиентку берем у горсуда. За те же 300 тенге отвозим ее до магазина «Кулагер», что в «емшановских» домах. Пассажирка себя не назвала, но поделилась, что больше трехсот она не платит, поскольку знает тарифы по городу, но таксисты всегда просят больше, буквально сегодня «зарядили» 500 тенге, но расстояние этого не стоит. А вообще, как сказала наша продвинутая в транспортных услугах клиентка, цены на такси в Актобе завышены, в других городах страны, в том числе и в Астане, они ниже.
На обратном пути возле гипермаркета «Дина» нас останавливают парень с девушкой. Парень уверенно говорит: «Сазды, 500!». Мы соглашаемся, но пара вдруг отказывается ехать. Оказывается, девушка не разделила порыва парня сделать перед ней широкий жест. «Это же недалеко, 500 ведь много», — говорит она нам. «Много», — соглашаемся мы и спрашиваем: «А за сколько хотите?». «Давайте за 300!» — говорит девушка, и мы везем клиентов по адресу. В дороге говорим на тему такси и приходим к общему мнению, что цены на их услуги в нашем городе завышены.
Затем следует еще один объезд микрорайона в поисках последних, как мы решили, клиентов. Наконец, на улице Тлеу батыра нас останавливает семейная пара с двумя детьми. «400 до Сазды», — заявляет глава семейства. В пути опять начинаем разговор на нашу тему. Дмитрий и Светлана Соколовы едут с детьми на день рождения. Они опаздывают, и это, как говорит Дмитрий, главная причина того, что он сразу предложил 400 тенге. «Обычно я езжу по этому маршруту за 300 тенге, — говорит он, — таксисты просят больше, но я всегда «ломаю» их. Я сам водитель, у меня есть машина, я знаю расходы на проезд. Сам не «таксую» — не хочу в своей машине возить посторонних людей. А вообще, я считаю, что в пределах микрорайонов такса должна быть не более 300 тенге. Это оптимальная цена».
Подведем итоги. Насколько цена, по которой мы подвозили наших клиентов, отличается от тарифов фирм-перевозчиков пассажиров, и могут ли, как в системе «Плати, сколько хочешь», совпасть интересы пассажиров и служб такси? К нашему удивлению, разница не такая большая, как мы предполагали. Расценки на проезд в микрорайоне в трех службах такси (не будем называть их) выше «наших» лишь на 100 тенге. Что интересно, у одной фирмы тарифы полностью совпали с теми, что предлагали наши клиенты. А по маршруту «Парк им. Пушкина — Жилгородок» эта фирма предлагает доставить вас всего за 400 тенге — на 100 тенге меньше, чем хотел предложить вначале наш клиент! Говорит ли это о том, что система «Pay what you want»  может прижиться в этой сфере?
Экономические расчеты нашего «промысла» только подтверждают это. Ведь мы нисколько не «прогорели». За два с половиной часа, проехав около 20 километров, мы заработали 1 500 тенге. По самым грубым подсчетам, за вычетом расходов, чистая прибыль составила
не менее 1 000 тенге.
А еще мы узнали, что в сфере перевозок такси слишком много проблем. И они гораздо шире и объемней того, о чем мы написали. Но это уже другая тема.
Эксперимент № 3

Эксперимент решено было провести на площади перед торговым домом «Нурдаулет». Во-первых, там всегда многолюдно, а во-вторых, салон, где печатают фотографии, находился рядышком.
Первым моим потенциальным клиентом оказался татуированный мужчина по имени Сергей, с дочкой. Они сами подошли ко мне и спросили цену.
— Сколько дадите? — спрашиваю в ответ.
— У тебя должна же быть какая-то такса. Сколько — двести, триста, пятьсот? — явно недоумевает мужчина.
— Сколько вам не жалко? — продолжаю настаивать я.
— Слушай, братан, мы же не на базаре, говори цену, — начинает возмущаться Сергей.
— Еще раз говорю, сколько дашь, за столько и сфотографирую, — перехожу с ним на «ты» и я.
— Я тебя не понимаю, — сказал мой собеседник и, взяв дочку на руки, ретировался.
Спустя мгновение Сергей с ребенком уже позировал местному фотографу на фоне торгового дома. Так я потерял своего первого клиента.

Двести тенге для почина
Какое-то время на меня никто не обращал абсолютно никакого внимания. Так можно было простоять весь вечер. Поэтому решил последовать известной пословице: «Если гора не идет к Магомеду…».
На скамейке сидела одна пара — как потом выяснилось, Асель Шамбукова и Талгат Жакасов. Поздоровавшись, я обратился к ним с предложением сфотографироваться на память за те деньги, которые они сами предложат. Влюбленные с трудом, но согласились купить фотографию. Правда, предупредили, что цену они предложат только после того, как увидят мою работу.
— Как? Устраивает? — протягиваю Асель свежераспечатанную фотографию.
— Хмм, неплохо. Держите свой заработок, — девушка дает мне в ответ двухсоттенговую купюру.
— Значит, вы оцениваете мою работу в двести тенге? — начинаю интересоваться я.
— Нет, может быть и больше, но сейчас я не готова переплачивать. У нас есть свой профессиональный цифровой фотоаппарат, поэтому в фото, по большому счету, не нуждаемся, — ответила Асель.
— Как вы считаете, какова реальная цена одной фотографии? — с моей стороны следует еще один вопрос
— Все зависит от размера и качества. В принципе, имеющиеся расценки вполне приемлемые. Те, кому нужны фотки, купят их за любые деньги. Я сам подрабатываю на свадьбах видеооператором и знаю, насколько тяжел труд фотографов. Они должны оправдывать вложения в технику, — вступает в разговор Талгат.

Процент за качество
Следующим моим клиентом стала пенсионерка Нурсауле Танатарова. Она здесь прогуливалась с двумя внуками. Я предложил ей запечатлеть себя и внучков на фото.
— Ой, не надо, — попыталась сходу отвязаться от назойливого фотографа апа.
— Почему не надо? — поинтересовался я.
— Ты дорого берешь, триста тенге, — ответила Нурсауле Танатарова.
— А сколько вы можете дать? — следует еще один вопрос.
— Больше 50 тенге дать не могу, — отрезала пенсионерка.
После этих слов я отправился в салон печатать фотографию. Через десять минут она была в руках до предела удивленной Нурсауле Танатаровой:
— Фотография хорошая, балам. Пожалуй, дам тебе не 50, а 100 тенге!
Как говорится, и на том спасибо.

Это какая-то подстава!
Из всех клиентов наиболее запомнилась мне Карлыгаш Уразтаева. Остановил я девушку уже привычным вопросом: «Сфотографироваться не желаете?». Замедлив ход, она спросила: «А для чего?».
— Как для чего, на память.
— У меня много фоток, — и, уже уходя, Карлыгаш вдруг согласилась. — На фоне «Нурдаулета» у меня нет снимков. Когда будете фотографировать, обязательно захватите в кадр фламинго.
— Так мы же насчет цены еще не договорились, — спрашиваю я.
— Сколько вам надо? — послышалось в ответ.
— А сколько не жалко? Во сколько вы оцениваете труд фотографа? — вновь следует вопрос.
После этих слов у клиентки возникли подозрения. Она минуты две допытывалась, кто я такой и почему у меня нет определенной таксы. Девушка засомневалась в искренности моих намерений. Первоначальная просьба отправить фото по электронной почте сменилась на требование распечатать фотографию на месте.
— Вы чего-то боитесь?- интересуюсь я.
— В принципе, да. Вдруг это какая-то подстава, розыгрыш! Вдруг вы мою фотографию используете в корыстных целях, — предположила Карлыгаш.
Получив фото, девушка кинула мне: «Странный вы человек, впервые вижу такого».
Были и другие клиенты. Каждый из них предлагал разные суммы за услугу. Они варьировались от 50 до 500 тенге. Такой разнобой объяснялся просто: чем меньше денег давал клиент, тем меньше он был заинтересован в получении фото. И соответственно, наоборот.

Дебет-кредит
Осталось подсчитать свои барыши. Итак, за три с лишним часа я продал пятнадцать снимков. Их себестоимость — 1 050 тенге (по 70 тенге каждый). Общий подсчет показывает, что автор этих строк заработал 3 250 тенге. От этой суммы отнимаем 1 050 (себестоимость) и получается 2 200 тенге чистой прибыли.
Если я действовал бы согласно рыночным ценам, то мой карман пополнился бы на 6 450 тенге. 500 (цена одной фотографии) умножить на 15 (количество) и минус 1 050 (себестоимость).
В заключение было бы несправедливым не отметить своих коллег-фотографов. Один из них, Жан, несмотря на всю доброжелательность, конечно, хотел, чтобы я скорее «свернулся». Причин тут две: качество снимков и цена. Последняя уже упоминалась, а о разнице в качестве стоит сказать отдельно. Фото, печатающиеся через обыкновенный принтер (такими пользуются большинство  «нурдаулетовских» любителей), несоизмеримо хуже, чем из фотолаборатории, где печатал я. Многие  мои клиенты в первую очередь обращали внимание на это обстоятельство.
Что касается цен, то отсюда следует один вывод: в целом они не завышены. Если и завышены, то совсем ненамного. На самом деле труд уличного фотографа тяжел и сопряжен с многочисленными рисками, начиная от поломки фотоаппарата и заканчивая откровенным «кидаловом» клиентов. Здесь важнее помнить старый как мир принцип: одни хотят дороже продать, другие дешевле купить. Кто кого переубедит, тот и победит. В этом заключается главный посыл вечного спора между продавцом и клиентом. Но одно неизменно — эти две субстанции не могут жить друг без друга.

Над Главной темой работали Баян САРИЕВА, Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ и Асхат КАЛЖАНОВ

Колонка "Взгляд"