Имя Николая Дмитриевича Кузнецова многие годы было покрыто глубокой тайной, поэтому о нем мало кто знал. Только относительно недавно стало известно, что он был генеральным конструктором авиационных и ракетных двигателей, дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии и премии Совета Министров СССР. А еще этот человек, всю жизнь посвятивший созданию ракетных двигателей и энергетических наземных установок, был нашим земляком, уроженцем Актобе.
Из рода кузнецов
В автобиографии Николай Дмитриевич писал так:
«Родился 23 июня 1911 года в г. Актюбинске в семье рабочего. До Октябрьской революции отец Дмитрий Матвеевич – рабочий-котельщик на железнодорожной станции Актюбинск. В годы гражданской войны он воевал в рядах Красной армии, после стал рабочим. Мать Мария Михайловна происходила из крестьян с. Семеновское Лихневского района Московской области».
В Актюбинске юноша прожил 12 лет. В 1923 году семья вернулась в родные края, в подмосковное село Семеновское, где жили родственники. Там Николай узнал, что его предки раньше носили фамилию Кононов, но прадед Григорий стал известным в округе кузнецом (это было еще при крепостном праве), поэтому их стали именовать Кузнецовыми. Так фамилия и закрепилась за ними.
Сани с мотором
Там, в Подмосковье, Николай пошел учиться в школу крестьянской молодежи. Учился хорошо по всем предметам, но особенно его тянуло к математике и физике. В школе вступил в комсомольскую ячейку. Николай был очень любознательным юношей, много читал, и однажды ему попался материал о аэросанях. Вместе с друзьями-комсомольцами решили сконструировать такие сани. Знаний было маловато, поэтому ребята зачитывались книгами, которые находили по теме. На старом складе Дормаша, на Яузе, разыскали автомобильный двигатель, винт от самолета «Фоккер» и лыжи. И вот в глухом селе из бывшего каретного сарая графа Орлова, тарахтя мотором, выкатилась невиданная машина и помчалась по улице… С этих аэросаней и началось увлечение Николая авиацией.
Конструкторская жилка
В декабре 1930 года комсомольская ячейка направила Николая на учебу в Московский авиационный техникум, где он учился на вечернем отделении и работал слесарем-сборщиком на авиасборном заводе. После окончания техникума, в 1932 году, его вызвал к себе генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и объявил, что парня направляют в Военно-воздушную академию имени Жуковского.
Полковник Быстров, начальник курса, дал такую характеристику воентехнику первого ранга Николаю Кузнецову: «В изучении предметов не ограничивался формальным усвоением, а всегда добивался глубокого понимания физической сущности вопроса. Обладает прекрасной памятью, работоспособностью, целеустремленностью, немалыми конструкторскими способностями и стремлением работать в этой области».
Начальник курса оказался прозорливым человеком. Николай Кузнецов уже через год после окончания академии защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных двигателей, одновременно работая преподавателем этой же академии.
На фронте
Началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года, в день своего рождения, Николай подал рапорт с просьбой направить на фронт. Ему отказали. В октябре академию имени Жуковского эвакуировали в Свердловск, Кузнецову было присвоено звание инженера-майора.
Шесть раз Николай Кузнецов подавал рапорт с просьбой отправить его на фронт, и только в июле 1942-го просьба была удовлетворена. В ответе начальник управления кадров ВВС написал: «Считаю целесообразным направить тов. Кузнецова на стажировку в части действующей армии для приобретения опыта работы в боевых условиях». Его направили на фронт старшим инженером 239-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии. Николай оказывал большую помощь техническому составу, показывая им, как устранять обнаруженные дефекты, много внимания уделял анализу летных происшествий.
В том же году майора Кузнецова отозвали с фронта. Приказом наркома обороны он был назначен в опытно-конструкторское бюро Уфимского авиационного завода.
Эра реактивной авиации
Авиаконструктор Владимир Климов сумел разглядеть в нем технический потенциал и назначил своим первым заместителем.
Начиналась эра реактивной авиации. На смену громоздким поршневым двигателям пришли реактивные. На заводе приступили к модернизации и внедрению в производство трофейного немецкого турбореактивного двигателя. Владимир Климов и некоторые конструкторы вернулись в Ленинград, где начались работы по созданию отечественных реактивных двигателей.
– В 1947 году в Тушино проходил воздушный парад, – писал Николай Дмитриевич в мемуарах. – В нем участвовали реактивные Як-15. На них стояли наши двигатели.
Двигатель РД-10 и его модификации эксплуатировались на первых советских реактивных истребителях Як-17, Як-19, Ла-152, Ла-156, Су-9. В 1949 году Николай Кузнецов назначается главным конструктором Государственного союзного опытного завода по разработке и производству опытных реактивных двигателей. Основными специалистами завода были депортированные немецкие инженеры и рабочие, прежде работавшие на авиамоторных фирмах «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания» в советской оккупационной зоне Германии.
До Николая Кузнецова завод работал сразу над пятью двигателями, он сконцентрировал все усилия коллектива на разработке турбовинтового двигателя ТВ-022 мощностью
5 000 лошадиных сил. В октябре 1950 года двигатель прошел сточасовые государственные испытания, а в августе 1951 года испытания успешно были проведены на летающей лаборатории Ту-4. Дальнейшие работы продолжились уже по модификации ТВ-022.
Однако время требовало создания более мощного двигателя, поэтому Кузнецов решил форсировать работы по созданию двигателя ТВ-2 мощностью 6 250 лошадиных сил. Параллельно шла разработка нового турбовинтового двигателя мощностью 10 000 лошадиных сил.
Дело в том, что в начале 50-х годов шла разработка стратегических межконтинентальных носителей ядерного оружия. Над этой проблемой работало конструкторское бюро Андрея Туполева. Нужны были двигатели мощностью 12-15 тысяч килограмм-силы. Таких двигателей в мире тогда не было.
В марте 1951 года Туполев со своими соратниками приехал в Куйбышев, где работал Николай Кузнецов. Его приезд помог в корне изменить положение дел на заводе. 11 июля вышло постановление Совета Министров СССР о проведении работ по двигателю ТВ-12 и создании двигателя спарки 2ТВ-2Ф, предполагалось использовать их как временный вариант.
В 1955 году Андрей Туполев задумал создать сверхзвуковой бомбардировщик Ту-106 с двумя кузнецовскими двигателями. Однако довести двигатель НК-6 до серии не удалось в связи с неготовностью самолета. И все-таки опыт, полученный при разработке НК-6, был использован при проектировании двигателя НК-144 для первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Однако этот самолет, видимо, появился раньше отведенного историей времени и в широкую эксплуатацию не поступил. В 1974-1978 годах он перевозил пассажиров по маршруту Москва – Алма-Ата.
В начале 60-х годов значительно увеличился рост пассажирских перевозок, что потребовало создания нового типа самолета большей вместимости со скоростью 850-950 километров в час. Таким самолетом стал Ил-62. Конструкторы под руководством Николая Кузнецова за три года разработали для него двигатель НК-8 и внедрили в серийное производство.
Разработанный коллективом конструкторского бюро Кузнецова двигатель НК-8-2 стал базовым для самолета Ту-154. В 1974 году ОКБ Кузнецова приступил к разработке двигателя НК-86 для первого отечественного пассажирского самолета-аэробуса Ил-86. В двигателе НК-86 были использованы звукопоглощающие конструкции, аналоговая электронная система управления, система защиты. Следует отметить, что около 60 процентов пассажирооборота в стране в 90-е годы осуществлялось самолетами Ил-62, Ту-154, Ту-154 Б, Ил-86, на которых стояли двигатели, разработанные в ОКБ Николая Кузнецова. Одной из последних разработок, выполненных под его руководством, стал проект 40-тонного двигателя НК-44 для самолета Ту-304.
Легенда
Николай Дмитриевич являлся одним из самых одаренных конструкторов, который с высокопрофессиональным и талантливым коллективом создал 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолетов различного назначения, жидкостных ракетных двигателей для ракетно-космических комплексов.
Заслуги конструктора высоко оценены правительством. Ему дважды было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В Самаре, где он работал продолжительное время, установлен бюст.
В последние годы знаменитый конструктор жил в Москве. Умер он 31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. За активное внедрение в серийное производство новых двигателей и их высокую эксплуатационную надежность Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» учредила премию имени Николая Кузнецова. Все его награды и регалии трудно перечислить. Именем академика Кузнецова названы школы, высшие учебные заведения, улицы. Его знает все цивилизованное человечество, и мы, актюбинцы, вправе гордиться тем, что Николай Дмитриевич Кузнецов родился на нашей земле.
Муапих БАРАНКУЛОВ