Стендаль утверждал, что труд — отец удовольствия. А Берти Чарлз Форбс, основатель извест-ного журнала «Forbes», как-то заметил: «Работа — пища нашей жизни. Удовольствия — ее десерт». Трудом мы строим собственное благополучие и достаток, трудом добиваемся процветания страны. В последнее воскресенье сентября казахстанцы отметят День труда, учрежденный Указом Президента РК в ноябре 2013 года. Главная тема этого номера о тех, кто посвятил свою жизнь любимой работе. О тех, кто строит дома, растит пшеницу, лечит людей, учит детей, готовит в полет самолеты и спускается в глубокие шахты. О тех, у кого на первом месте работа, все остальное — десерт.
«Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.
Здесь не изобретается никакой специфической идеологии.
В конечном счете все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации».
Президент РК Н.А. Назарбаев,
«Социальная модернизация Казахстана:
Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»
Они двигают экономику
Наш регион — один из крупнейших индустриальных центров Казахстана. Динамично развивающаяся
область по праву считается локомотивом экономики страны. Какие компании обеспечивают экономический рост, занятость населения и процветание? Эти вопросы мы адресуем заместителю руководителя управления по инспекции труда Бауыржану Уразаеву.
Не задумываясь, Бауыржан Бибиталыевич первым среди крупных предприятий области называет АО «СНПС-Актобемунайгаз».
— Наше управление контролирует соблюдение трудового законодательства, требований безопасности и охраны труда, проводит мониторинг коллективных договоров. Мы анализируем причины производственного травматизма, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, разрабатываем предложения по их профилактике. Рассматриваем также обращения работников по вопросам безопасности и охраны труда, своевременных выплат.
Обращения, заявления, жалобы служат неким индикатором настроений в коллективе. Работники этого акционерного общества, если и обращаются в наше ведомство с заявлениями, то крайне редко. Могу отметить, что департаменты трудовых ресурсов, охраны труда в этой компании укомплектованы отличными специалистами, профессионалами своего дела, — уверяет нас заместитель руководителя.
Достижения АО «СНПС-Актобемунайгаз» признаны на высоком правительственном уровне. В 2011 году, как мы помним, компания получила Гран-при премии «Парыз» в сфере социальной ответственности бизнеса. Это было честью как для многотысячного коллектива, так и для всей области.
Еще одно предприятие-двигатель, по мнению Уразаева, — это Актюбинский завод ферросплавов, филиал АО «ТНК «Казхром». И Донской горно-обогатительный комбинат, который также является его структурным подразделением. В число значимых представитель инспекции труда включил и Актюбинский завод хромовых соединений.
— На всех этих предприятиях, так же, как и в «СНПС-Актобемунайгаз», очень сильные по содержанию коллективные договора, пункты которых неукоснительно соблюдаются. Не раз эти компании становились лауреатами конкурса «Парыз» в номинации «Лучший коллективный договор». Кроме того, здесь высокий уровень социальных льгот, нет задержек по заработной плате, предоставляется возможность карьерного роста. Профсоюзные организации, во главе которых стоят опытные профессионалы и общественники, отстаивают интересы работников. Все это и создает имидж крепко стоящего на ногах авторитетного предприятия.
Единственное, что омрачает благополучную картину, — случаи производственного травматизма. В этом году по области их меньше, чем в прошлом, замечает Уразаев, но несчастные случаи имеют место быть. На это руководителям компаний следует обратить особое внимание.
В нынешнем году на конкурс «Парыз», учрежденный Указом Президента Республики Казахстан, подали заявки два предприятия области — АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Интерстиль».
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Комбайнер Павел Дамрин
По словам комбайнера Павла Владимировича Дамрина, качественный результат работы зависит от подготовительного этапа и от тех людей, которые ее исполняют. А уж за уборку урожая ответственны все.
— В ТОО «Родники» я тружусь 31 год, из которых десять лет комбайнером. Работал на «Сибиряке», «Ниве», «Енисее», «Джон Дире-9330», в этом году косил на комбайне «Джон Дир W-550», — рассказывает Павел Владимирович.
Если в зимний период у механизаторов есть время на подготовку техники в отапливаемом ремонтном цехе, то при поломках во время уборочной страды чинить машину приходится прямо в поле. Автоайболитом выступает сам комбайнер, помогает ему слесарь.
— Рабочий день у нас ненормированный. Начинаем в семь, завершаем работу в полночь. На хлебоуборке 14-15 часов за штурвалом комбайна – это нормально. Ну а если поломался, то всегда готов устранить поломки. Вот на этой уборке полдня простоял, когда ремонтировал наклонную камеру, а при поломке форсунки три дня ждал ремонта.
В целом нынешний сезон выдался сложный. С одной стороны, вроде, погода была без дождей, но низкорослый стебель вынуждал до предела опускать жатку, которая не выдерживала, сегменты летели по пять раз за смену, другие запчасти очень часто выходили из строя. В конце колос лег, и молотить зерно стало еще труднее. Косили и убирали поля на свал и прямым комбайнированием. Иначе говоря, хлеб в этой жатве, продолжавшейся 45 дней, тяжело дался, — отмечает сельский труженик.
На своем зерноуборочном комбайне Павел Дамрин намолотил 1 445 тонн хлеба. Он является одним из лидеров прошедшей хлебоуборки. Сейчас комбайнер готовится к косовице сорго, а потом в хозяйстве приступят к пахоте зяби.
Елена ОНИСЬКОВА, Мартукский район
Небожитель Евгений Белов
Более 18 тысяч часов он провел в небе за штурвалом самолета, выполняя полеты в самые дальние уголки
не только Казахстана, но и всего бывшего Советского Союза.
Впервые за штурвал командир эскадрильи авиакопании «АЭРО» Евгений Белов сел более 40 лет назад.
Закончив Краснокутское летное училище в Саратовской области, он в 1972 году вернулся в родной Актюбинск. Небо начал осваивать, летая вторым пилотом на АН-2.
— В те времена, — вспоминает Евгений Федорович, — самолеты у нас летали во все районы области, выполняя пассажирские и почтовые перевозки. Функционировало около 40 аэродромов местных воздушных линий. В день, если мне не изменяет память, в разные уголки области вылетало более 30 самолетов малой авиации.
Через два года Евгений Белов стал командиром воздушного судна. Теперь, кроме перевозки почты и людей, экипаж выполнял работы по санобработке полей, а еще через несколько лет он сел за штурвал среднемагистрального самолета, совершавшего рейсы по всему Советскому Союзу.
— Летать приходилось не только по Казахстану, — вспоминает Евгений Федорович. — Наш экипаж выполнял полеты в Свердловск (сейчас Екатеринбург), Москву. Приходилось летать и во Владивосток, Брест, Архангельск, Кушку.
Он проработал на этих авиалиниях четверть века, до 1997 года. Потом прежние маршруты и рейсы стали сокращаться и исчезать.
Но даже на пенсии пилот Евгений Белов не сидит без дела. Созданное в Актобе авиапредприятие «АЭРО» пригласило опытного пилота на работу.
Работы хватало, иностранным нефтяным компаниям требовалась малая авиация для перелетов на месторождения области — Жанажол, Алибекмолу, Кумсай.
Сейчас эскадрилья, которой командует Евгений Белов, задействована в борьбе с саранчовыми в нашей и соседней, Западно-Казахстанской области, также экипажи выполняют аэромагнитную съемку.
— Большую работу наши ребята выполняют в сфере санитарной авиации, — рассказывает командир. — Сейчас это направление вновь возрождается, и наши самолеты летают в самые дальние районы для того, чтобы вовремя доставить тяжелобольного в областной центр.
Командир эскадрильи малой авиации авиапредприятия «АЭРО» 62-летний Евгений Белов все еще не выпускает штурвал самолета из рук. За годы работы он налетал на самолетах более 18 тысяч часов. Но уходить на покой Евгений Федорович пока еще не собирается.
— Самый максимальный возрастной предел для пилотов раньше не превышал 40 лет, — признается командир эскадрильи. — Я, кажется, превысил допустимую норму почти вдвое, но не сильно по этому поводу расстраиваюсь. Для тех, кто однажды связал свою жизнь с небом, желание летать так же естественно, как желание жить и дышать.
Санат РАШ
Рабочая династия Долбня
Семья Долбня работает на Донском горно-обогатительном комбинате более семидесяти лет. Редко кому удается на протяжении стольких лет оставаться преданным своему делу. Представители этой шахтерской династии рассказывают о себе мало. Мол, красиво говорить не умеем, а к работе приучены.
Начало династии положил ныне покойный глава семейства Семен Долбня. Он родился в 1906 году в поселке Яйсан, где не было шахтных предприятий. Но так сложилась судьба, что всю свою жизнь он связал с горным комбинатом. После женитьбы переехал в поселок Донской Новоросийского района и начал обустраивать свой очаг. В 1939 году Семен Петрович устроился грузчиком на Донское хромитовое рудоуправление. Проработал всего два года, когда началась Вторая мировая война. Парня забрали на фронт, а через год он вернулся с ранением.
В 1942 году Семена Петровича вызвали повесткой и направили работать охранником колонии-поселения в Хромтау. После войны работал на комбинате старшим взрывником. За добросовестный и высокопроизводительный труд не раз был награжден почетными грамотами.
Повзрослевшие дети вспоминают, что отец всегда наставлял их: «Чтобы добиться хороших результатов в работе, надо не только приобретать навыки и постигать науку нелегкой профессии, но и обладать твердым и сильным характером». Жена Семена Петровича, Евдокия Федоровна, тоже всю свою жизнь посвятила горняцкому делу — работала грузчиком в ОРСе, пекарем на Донском хлебокомбинате.
— Удивительно хрупкая и обаятельная, даже не верится, что мама могла выполнять совсем не жен-скую, тяжелую физическую работу, — характеризуют ее дети. — За время работы она не допустила ни одного сбоя или аварии.
С Семеном Петровичем они прожили долгую и счастливую жизнь, вырастили шестерых детей. Трое из них стали продолжателями горняцкой династии. Так, Екатерина Семеновна с 18 лет пошла работать в
растворобетонный цех ДГОКа. Оттуда, с единственной записью в трудовой книжке, и вышла на пенсию. У нее трое детей, которые тоже пошли по стопам дедушки и бабушки: старшая дочь Людмила трудилась в колбасном цехе ДГОКа, сейчас уже на заслуженном отдыхе. Средняя дочь Татьяна сорок лет отработала в химической лаборатории на комбинате. А младший сын Сергей до переезда в Оренбург работал горноспасателем.
Сын Семена, Николай, тоже с юности, с 16 лет, начал работать помощником машиниста паровоза на руднике. В общую копилку династии на том же производстве внесли вклад и его сыновья. Коля, младший, выбрал профессию отца, а Павел работает сварщиком на фабрике обогащения и окомкования руды. Выполняют они свою работу с присущей семье ответственностью.
Дело, начатое отцом, продолжил и второй сын, Владимир. Он всю свою жизнь проработал водителем на руднике.
Семейная традиция династии продолжается: на смену старшему поколению приходят молодые. Для них деды и отцы — яркий пример для подражания, всех их отличают огромное трудолюбие, исполнительность и добросовестность.
Альбина БОЛАТ,
г. Хромтау
Бригадир Мейрам Бекенов
52-летний заводчанин Мейрам Бекенов
считает, что каждый человек, какой бы
профессией он ни обладал и где бы ни
работал, должен чувствовать себя нужным и полезным обществу.
Закончив в свое время Актюбинский сельскохозяйственный техникум и отслужив в рядах Советской Армии, свою трудовую деятельность Мейрам начал в 1984 году агрономом в совхозе им. Шевченко.
В 1989 году, отработав в сельском хозяйстве почти пять лет, Мейрам Куанышевич приехал в Актобе и устроился на работу формовщиком в цех железобетонных изделий Актюбинского завода ЖБИ треста «Актюбстрой».
Более 8 лет молодой формовщик отдал заводу. За это время получил квалификацию 3 разряда, а в 1996 году его назначили руководить бригадой.
В трудные времена, когда останавливались многие заводы, ему, как и многим заводчанам, скрепя сердце пришлось уйти с любимого предприятия.
Встав поначалу на учет в центре занятости, Мейрам Бекенов впоследствии трудился на разных предприятиях города, но в 2002 году вернулся на родной завод и опять стал работать формовщиком. В 2005 году его вновь назначили бригадиром, и вот уже 13 лет Мейрам Куанышевич трудится в родном коллективе. Он уважаем коллегами, руководство завода считает его одним из авторитетных и ответственных работников.
— Есть такая известная поговорка: «Там хорошо, где нас нет», — шутит опытный мастер. – А я считаю, что она неправильная. Мне хорошо там, где я сейчас работаю. У нас дружный, слаженный коллектив. Я глубоко убежден, что каждый человек должен быть на своем месте, тогда он будет работать на благо общества с полной отдачей. Могу с уверенностью сказать, что я свое место нашел.
Санат РАШ