Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Человек за кадром

В 15 лет Соня решила, что станет режиссером кино. И в каждом своем фильме в главной роли будет снимать актера Дениса Никифорова, которого, по ее мнению, российские режиссеры незаслуженно игнорировали. Никифоров, сыгравший боксера в фильме Алексея Сидорова «Бой с тенью», настолько очаровал творческую натуру Сони, что предрешил ее судьбу. Сегодня актюбинка София Тормышева — студентка 3 курса Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, дипломант республиканских и международных фестивалей. Она обожает своего наставника и мастера — известного режиссера Ерлана Акчалова, заведующего кафедрой «Режиссура ТВ и радиовещания» и мечтает снять дипломный научно-популярный фильм о неизвестных этносах мира.

Манящий мир кино

София вместе со своей подругой и оператором Эльмирой Темиргалиевой приехала в Актобе на недельку — подготовить курсовую работу, снять короткометражный фильм-портрет. Мы встретились с девушками в последний съемочный день. Они, расположившись в фойе драмтеатра, терпеливо ждали, когда освободится сцена и можно будет приступить к работе.

Мир кино, да и вообще телевидение с его манящими и завораживающими образами, лихо закрученными сюжетами, несмолкающей музыкой, увлекательными историями занимает особое место в жизни каждого. Заглянуть за экран, понять чарующее действо, происходящее там, за кадром, а тем более быть сопричастным к этому процессу — мечта, признайтесь, многих. Так, отец Эльмиры всю жизнь мечтал быть кинооператором. Но обладая острым взглядом художника, он так и не нашел возможности выучиться на оператора, и стал строителем. Его мечту воплотила дочь.

— Я никогда особо не стремилась в кино, но физикой увлекалась, — говорит Эльмира. — Поступать было нелегко, большой конкурс, жесткий отбор. На первый тур мы должны были представить свои работы — фотоснимки, во втором туре сами выставляли освещение, компоновали предметы, снимали портреты. Третий тур — фоторепортаж на местности. Конечно, надо иметь интуицию, особый взгляд на окружающее.

На вопрос «Не считаешь ли ты, что оператор — больше мужская профессия?» алматинка Эльмира отвечает:

— Возможно. Но вместе с тем это классная возможность увидеть новые места, познакомиться с интересными людьми. Мне нравится моя будущая профессия.

 

Дочь Тормышевой

Если Эльмира выполнила волю отца, поступив на кинооператора, то София не сразу оправдала чаяния своей мамы, актрисы Любови Тормышевой.

— Мама хотела, чтобы я стала дирижером хора. После 9 класса, а училась я в 22-й школе, попыталась поступить в музыкальный колледж, — рассказывает София. — К тому времени закончила музыкальную школу, но занятия музыкой, говоря откровенно, терпеть не могла. И потому после экзамена, когда напротив своей фамилии увидела «2», не стала проливать слезы, а воскликнула: «Yes!».

После этого девушка, следуя примеру школьной подруги, решила пойти учиться на дизайнера одежды. Так она поступила в колледж при университете им. С. Баишева. На первом курсе, в 15 лет, она, отчаянно влюбившись в актера Дениса Никифорова, решила стать режиссером кино. И судьба не замедлила предоставить ей такой шанс.

— Почему именно режиссером кино? Было бы логичней предположить, что ты станешь актрисой, как твоя мама, или режиссером театра.

— Да, моя мама 25 лет отдала театру. А поскольку она одна воспитывала меня, и ей чаще всего не с кем было оставить ребенка, я повсюду была с ней рядом. Я выросла в театре. Первый раз вышла на сцену в шестом классе. Мама должна была бежать на какую-то другую работу, и я, переодевшись в цыганку, танцевала вместо нее во втором акте «Бесприданницы». Потом часто выступала в массовках, подтанцовках. В те годы режиссер Вячеслав Виттих набирал ребят в театральную студию. Он предложил мне: «Ты столько времени проводишь в театре, записывайся к нам». Вместе с другими студийцами я участвовала в спектаклях. Мы учились в одном классе с Симой, дочерью актрисы Ольги Павловой. После школы сразу шли в театр, ждали своих мам. По триста пятьдесят раз смотрели одни и те же постановки, наизусть знали все роли. Мне говорили: «Ты, Сонечка, наверно, станешь артисткой, как мама». Это сравнение меня немного напрягало. И в школе, и в музыкалке я была «дочкой Тормышевой». Иногда были поблажки, иногда стыдили: «Ты же дочь Тормышевой, должна соответствовать». В такие моменты во мне просыпались амбиции, хотелось стать максимально отдельным звеном, не опираться на заслуги мамы, самой добиться признания. Но быть актрисой никогда не хотела, наверно, и не смогла бы: я не так эмоциональна, как моя мама.

Говоря об этом, София то заразительно и звонко смеется, то откидывается на спинку дивана, обняв себя за плечи, то вся подается вперед, готовая легко подняться и приступить к съемкам своего фильма.

— Когда мама уехала в Алматы, поступила в магистратуру, я стала слезно умолять ее забрать меня с собой. Так оказалась в академии моды «Сымбат», — воодушевленно продолжает наша собеседница. — Да, я с детства любила шить наряды, бывало, остаемся с папой, и пока мама на работе, мастерим вместе с ним всякие прибамбасы для кукол. В южной столице вспомнила, что хочу быть режиссером. «Хотеть мало», подумала я и решила начать осуществлять свою мечту. Стала подрабатывать в частной киностудии артдиректором. Познакомилась со студентами академии Жургенова, помогала им на съемках различных роликов.

Дизайнерское образование и сейчас дает возможность Софии работать без художника-постановщика.

 

«Казахи — молодцы», —

сказала Удовиченко

В прошлом году София Тормышева вместе с оператором Эльмирой Темиргалиевой сняла короткометражный фильм на 9 минут. Назывался он «Первый, станцевавший Спартака» и повествовал о жизни народного артиста СССР Рамазана Бапова. Это было задание Ерлана Акчалова. В своей работе девушки-студентки сделали акцент на преподавательской деятельности балетмейстера, тактично обойдя тему его 20-летнего пребывания за границей. В фильме показана супруга и партнерша первого артиста балета в Казахстане Людмила Рудакова. Эта короткометражка как одна из лучших работ была представлена на фестивале студенческого кино в Москве. Кроме этого фильма, жургеновцы повезли на фестиваль спектакль «Гамлет». Как говорит София, казахстанцы понравились членам жюри, Лариса Удовиченко была в восторге от «Гамлета». Она ни слова не поняла из казахской интерпретации Шекспира, но студенческий курс актеров мастерской Тунгышбая Жаманкулова настолько ярко «уложил» всю трагедию в 60 минут, что языковые барьеры были сметены.

— На фестивале мы убедились в том, что наша академия ничуть не уступает ВГИКу, — говорит София. — У нас есть талантливые ребята, есть огромный творческий потенциал. Могу сказать, что среди 30 с лишним студенческих коллективов из разных стран мы смотрелись вполне профессионально. Я даже чувствовала себя лучше, чем, например, студийцы гонконгской школы.

При поступлении в академию София выбрала специальность «Режиссура научно-популярного фильма». Это экспериментальный курс, введенный в последние годы. В начале она была полна решимости учиться на режиссера игрового кино, тем более, что мастером был Дамир Манабаев. В те годы он выпустил звездный курс, в том числе и нашего известного земляка Эмира Байгазина. Но после консультации с Ерланом Акчаловым она поняла, что ее призвание — научно-популярный фильм.

Ее нынешняя курсовая работа, учебный фильм-портрет, могла быть посвящена известным личностям, живущим и работающим в столичных городах. Но студентка выбрала Актобе, свою малую родину, решив рассказать об артистке родного театра Раисе Телеуовой.

— Я хорошо знаю Раису Санжевну, она прекрасная актриса. В своей работе мы с Эльмирой хотим показать ее еще и как хорошую хозяйку, заботливую, любящую маму, — рассказывает Соня. – Планируем снять фильм минут на 15.

Тормышеву-младшую как будущего режиссера, интересуют самые разные темы, она готова снимать любое кино: игровое, документальное, анимацию. Сегодня девушку увлекают сюжеты о малых народностях, этносах, скрытых от камер и вообще от цивилизации. Каким будет ее завтра, покажет время.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"