Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Черное пятно

Презентованный в феврале во время посещения нашей области первого вице-премьера страны нефтеперерабатывающий завод должны были запустить уже летом. Но фирма погрязла в долгах, и по решению межрегионального специализированного экономического суда началась реабилитационная процедура, которая явно затянулась.

В феврале во время визита в Актобе первого заместителя главы Правительства Умирзака Шукеева высокому гостю показали строящийся нефтеперерабатывающий завод. Как заверило тогда руководство ТОО «Мунай Сервис ЛТД», предприятие заработает уже летом. На строительство завода с полной инфраструктурой было инвестировано более двух миллиардов тенге по линии АТФ Банка («Дешевый бензин становится реальностью», «АВ» от 9 февраля 2010 г.). Но вскоре в городе одна за другой прекратили действовать автозаправочные станции «Заман», которые также принадлежат ТОО «Мунай Сервис ЛТД».

— Долги фирмы составили 700-800 миллионов тенге, поэтому ее счета были арестованы, — рассказывает начальник межрегионального департамента комитета по работе с несостоятельными должниками «Батыс» Амангос Дербисалин. — Естественно, работы были прекращены, заправки закрыты. Кроме банка, среди кредиторов есть и покупатели, которые покупали бензин оптом. Задолженность по зарплате для 120 человек составила более 15 миллионов тенге, комитету кредиторов задолжали 100 миллионов тенге.

С введением процедуры реабилитации была предусмотрена продажа НПЗ, так как само предприятие не могло осилить продолжение его строительства. Завод был оценен в 570 миллионов тенге. Актюбинские бизнесмены готовы его купить.

— Продав завод, мы хотели закрыть долги перед банком, бюджетом и по зарплате, — говорит  Амангос Дербисалин. — Но почему-то банк-заимодатель хотел остановить аукцион, мотивируя тем, что само введение реабилитации неправильно. Из-за того, что банк обратился с иском и суд принял решение приостановить все действия ТОО «Мунай Сервис ЛТД», не можем передать его новым владельцам. Кстати, процедура реабилитации на предприятии была введена по решению того же межрегионального специализированного экономического суда.

Местные предприниматели обещают открыть НПЗ уже к ноябрю. При его запуске будет трудоустроено более ста человек. Поначалу завод сможет перерабатывать до 150 тысяч тонн нефти в год. Предприятие будет выпускать «зимнее» дизтопливо и сможет покрыть всю потребность области в данном виде нефтепродукта. Кроме солярки завод будет производить мазут, битум и бензин АИ-72. Из-за отсутствия глубокой переработки у отечественных НПЗ такой светлый нефтепродукт новые владельцы намерены экспортировать в Украину. Со временем бизнесмены обещают расширить производство и перерабатывать до одного миллиона тонн нефти в год.

— Новые владельцы намерены запустить завод к ноябрю. Главное, чтобы банк не мешал своими очередными исками в суд, —  говорит Амангос Дербисалин.

Что касается сети АЗС «Заман», то она остается у прежних владельцев, поскольку является заложенным имуществом. По словам Амангоса Дербисалина, сейчас заработала всего лишь одна АЗС. Планируется запустить еще четыре, а часть собираются сдать в аренду. Всего по области 14 АЗС с торговой маркой «Заман», и на местном рынке ГСМ компания занимает второе место по численности заправок (после «Казмунайгаза»). По некоторым данным, нелегкая судьба постигла ТОО по вине прежнего руководства. Теперь сам же учредитель компании назначен реабилитационным управляющим.

— С помощью реабилитации хотим убить двух зайцев сразу: создать новое предприятие и сохранить старое, — подчеркивает Амангос Дербисалин.

КСТАТИ

Яблоко раздора

31 августа в офисе областного филиала НДП «Нур Отан» под руководством сенатора Идельбая Иманкулова  состоялось рабочее заседание территориальной общественной комиссии международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Руководитель департамента комитета автодорог Баглан Баймагамбетов заявил, что единственным препятствием строительству автобана в мартукском направлении является АЗС «Заман». По его словам, реабилитационный управляющий оценил заправку более чем в 70 миллионов тенге, хотя другие эксперты считают, что она в 3 раза дешевле.

— АЗС «Заман» на 72 миллиона тенге была оценена проектировщиками со стороны самих дорожников, — разъясняет ситуацию начальник межрегионального департамента комитета по работе с несостоятельными должниками «Батыс» Амангос Дербисалин. — Позже тот же проектировщик оценивает эту же заправку на… 26 миллионов тенге. Оказалось, что второй раз учли только часть АЗС: ту, которая находится на территории строительства трассы. Не можем понять, как можно делить резервуары или здание терминала. В третий раз назвали еще одну цифру — 69 миллионов тенге.

Мы не оспариваем, что заправку должны снести. Вопрос — в цене, и последнее слово остается за судом.

Колонка "Взгляд"