«100 конкретных шагов» — это четкая реализация фронтальных задач, раскрывающих колоссальный потенциал развития Казахстана.
Это нестандартный план, который содержит 100 детальных и практических решений, закладывающих основы дальнейшего вектора поэтапной модернизации государства, экономики и общества. Пять Институциональных реформ жизненно необходимы Казахстану, чтобы создавать и воспроизводить конкурентные преимущества нашей страны на глобальном уровне. За каждой строкой Президентского Плана нации незримо, но отчетливо выступает созидательный исторический месседж — «Наша страна, наша нация, наше будущее».
«100 шагов» — это 100 конкретных поручений Лидера нации, которые охватывают реформирование всех сторон государственного развития и жизни общества. 15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата. 19 шагов — это эффективные действия по модернизации судебной системы и работы правоохранительных органов.
50 шагов — это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев.
6 шагов — это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности, единства общества, развитие системы ценностей «Мәңгілік Ел».
10 шагов обеспечивают совершенствование механизмов работы «открытого Правительства», прозрачности и подотчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия.
Они в интересах народа и каждого казахстанца. Каждый из нас должен совершить вместе со всей страной эти важные 100 шагов — в своей профессии, на своем рабочем месте, в своей общественной жизни.
План нации возлагает новый уровень ответственности на госслужащих. Теперь каждый, кто трудится в госаппарате, лично отвечает за свой конкретный сегмент выполнения Президентских «100 шагов». И каждый госслужащий должен быть готов в любое время дать четкий ответ, что лично он сделал и делает на своем конкретном участке работы.
Образец такой высокой ответственности показывает нам Елбасы своим неустанным служением народу и стране, своими трудами и заботами о благе Казахстана и казахстанцев. Для национального сознания единой нации важно то, что идет трансформация ментально-психологической сферы, кристаллизуется и укрепляется вера всего народа в себя и свои силы.
Первое — это концептуальная проработанность и четкое целеполагание. На вершину стратегической иерархии вознесены две генеральные цели, определяющие образ будущего страны. Это вхождение в
30-ку развитых государств мира к 2050 году и реализация Казахстаном стандартов стран Организации Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР). Глубокая взвешенность и точный расчет «100 шагов» открывают горизонты новых возможностей для страны, для государства, для каждого казахстанца.
Второе — непрерывность и инклюзивность. Как известно, многие страны развивающегося мира использовали концепции догоняющей модернизации. В основе Плана нации и в целом казахстанского пути заложен инклюзивный характер модернизационного процесса, предполагающий активное участие всех социальных групп. Кроме того, инклюзивность означает синхронизацию и взаимную обусловленность мер, принимаемых государством и обществом по реализации Стратегии «Казахстан-2050».
«100 шагов» — это органичная составная часть нашей долгосрочной стратегии развития и практическая программа по вхождению Казахстана в ТОП-30 самых развитых стран мира.
И этим обеспечивается преемственность и неразрывность успешного развития Казахстана в ХХI веке на многие десятилетия вперед.
Третье — опора на лучший международный опыт. Мы всегда скрупулезно изучали и воспринимали передовые практики наиболее успешных стран в вопросах проведения экономических реформ, государственного строительства и социального развития.
Однако наш опыт не имеет ничего общего с шаблонным копированием. Мы органично применяем эффективные элементы успешной практики развития других стран с учетом наших национальных условий, ценностей и интересов граждан. Таков и Президентский План нации «100 шагов», отразивший в себе все лучшее из мировой практики.
Четвертое — интеллектуальность и инновационность.
Все 5 реформ и каждый из 100 шагов предполагают опору на знания и передовые технологии, которые станут фундаментом модернизированного казахстанского общества, его интеллектуальной составляющей. Предусмотрено развитие инклюзивной высокотехнологичной экономики с новыми профессиональными кадрами.
Глава государства ориентирует казахстанцев на конкуренцию в мировом поле интеллекта, знаний и компетенций. Это ключевой фактор становления и развития всех процветающих обществ ХХI века. Вместе с тем воплощение «100 шагов» принесет как минимум 100 новых навыков для Казахстана, которые станут основой новых проектов и начинаний.
План нации — это сугубо интеллектуальная программа, которая предполагает конструктивное взаимодействие и сотрудничество государства, гражданского сектора и научно-экспертного сообщества. Именно в этих целях созданы Национальная комиссия по модернизации и Международный консультативный совет.
Именно поэтому предусмотрено качественное исследовательское и экспертно-аналитическое сопровождение реализации «100 шагов», которое служит источником выработки новых идей и конкретных ответов на вызовы казахстанской модернизации.
Такой подход обеспечит максимальную результативность и долгосрочный эффект Плана нации.
Пятое — многомерность. «100 шагов» — это воплощение государственного курса на укрепление независимости. План последовательной инклюзивной модернизации, выдвинутый Нурсултаном Назарбаевым, охватывает все сегменты жизни нашего социума — экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру, общественные и политические отношения, государственное управление, национальную безопасность и другие.
Ни одна из сторон жизни нашего общества и каждого казахстанца не останется в архаичном или застойном состоянии. Каждый шаг — это конкретное практическое поручение Главы государства. Процесс обновления предполагает не только системное устранение имеющихся пробелов развития, но и конструирование новой функциональности каждого направления модернизации.
Во-первых, ужесточение требований и одновременное улучшение условий в системе госслужбы нацелено на формирование нового качества профессионального
госаппарата.
Во-вторых, новые подходы к обеспечению верховенства закона повысят эффективность и прозрачность судебной системы и правоохранительных органов. Возрастет общественное доверие к институту правосудия. Многократно увеличится инвестиционная привлекательность нашей страны.
В-третьих, глубокое реформирование национальной экономики предполагает преимущественное развитие высокотехнологичного перерабатывающего сектора через точечное привлечение стратегических инвесторов и поднятие наукоемких производств.
В-четвертых, дальнейшее продвижение идей «Мәңгілік Ел» и Общества Всеобщего Труда укрепит гражданскую идентичность и будет последовательно раскрывать созидательный потенциал нации Единого Будущего.
«Мәңгілік Ел» — это совершенная оригинальная модель единства и согласия в обществе, которая обретает статус признанного в глобальном масштабе успешного казахстанского опыта.
В-пятых, поэтапное развитие прозрачности и подотчетности государства, усиление роли общественного контроля, расширение гражданского участия, совершенствование механизмов мониторинга и оценки в целом повысят эффективность госуправления.
Однако самое главное заключается в том, что все Пять реформ направлены на улучшение качества жизни казахстанцев, достижение Казахстаном высоких социальных стандартов, реализованных в странах-членах ОЭСР.
Президентский План нации «100 конкретных шагов» выводит нашу страну на новую историческую ступень государственного строительства.
Пять реформ — это 5 векторов силы, которые в сумме своей определят поступательное движение Казахстана только вперед.
Мира ЖАКСЫБАЕВА, и.о. руководителя отдела организации работы по регистрации юридических лиц департамента юстиции Актюбинской области.