Религиозная ситуация в стране стала главной темой встречи в Актобе известных казахстанских теологов и ученых, а также чиновников Агентства РК по делам религий.
Кто-то может сказать: сколько можно говорить на эту тему? Но, как считает заместитель председателя Агентства РК по делам религий Галым Шойкин, без религиозной грамотности населения мы ставим под удар стабильность в обществе.
— Очень многое делается в этом плане госорганами, тем же Агентством и управлениями по делам религий, местными властями. К сожалению, население не всегда знает о них или до них не доходит информация. Вместе с тем противоправные деяния представителей нетрадиционных течений всегда на виду, и люди готовы винить во всем государство, — сетует столичный гость.
По его словам, в ряде регионов Казахстана преобладает русскоговорящее население, и последователи нетрадиционных исламских течений проводят свою агитацию на русском языке. Поэтому информационно-пропагандистскую и просветительскую работу по линии духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) также начали проводить и на русском языке.
Интересно мнение академика Академии гуманитарных наук, профессора АРГУ имени Жубанова Амангельды Айталы (на фото):
– Нынешнее старшее поколение, к которому отношусь и я, является представителем атеистического общества, поэтому не совсем воспринимает термины об исламе. Но если опросить студентов, то от них можно услышать самые разные мнения о религии. И нам стоит прислушаться к ним. А вот кто из последователей нетрадиционных течений является ваххабитом, радикалом или экстремистом, может сказать только суд.
Чем пугать население джихадами, имеющими арабские корни, педагог предлагает больше рассказывать о положительных сторонах мусульманских стран. Ведь, по статданным за 2009 год, более 70 процентов жителей Казахстана считают себя мусульманами. Хотя, как известно, наша страна объявила себя светским государством.
— Однажды священнослужителям был задан вопрос, кто они в первую очередь – мусульмане или граждане РК, — рассказывает академик. – Правда, в начале все они растерялись и, чуть задумавшись, сказали, что они, прежде всего, мусульмане. Могу сказать, что сначала мы — граждане Казахстана, граждане-мусульмане. В то же время никак нельзя противопоставлять мусульманство и гражданство, и каждый мусульманин должен выполнить свой гражданский долг.
Амангельды Айталы также привел и другую статистику. Почти четверть века, как мы вернулись к своей религии, и преступность за это время в стране выросла.
— Значит, вера у нас слабая, раз не можем предотвратить многие преступления, — считает академик.
Галым Шойкин согласен с тем, что молодежь хоть и стала религиозной, но уровень преступлений в стране не уменьшился. По его мнению, многие молодые люди признают и соблюдают лишь внешние атрибуты религии, и им на самом деле не хватает духовного обогащения.
— Молодые люди, не имея полного представления о вере, идут только по чьей-то указке, — сетовал Шойкин.
Более подробный анализ нынешней религиозной ситуации в стране сделала советник председателя Агентства РК по делам религий Айнур Абдирасилкызы (на фото). По ее словам, салафиты, ранее твердившие, что казахам-кочевникам чужд истинный ислам, ныне используют другую методологию в информационной войне. Они начали распространять мифологию о том, что в СССР мусульманская религия была полностью искоренена. Мол, «за 70 лет советского строя не осталось ни медресе, ни имамов, и у нас потеряна вся религия. Теперь же религия возвращается, благодаря людям, которые обучались за рубежом».
По данным советника, все мечети в казахской степи работали до 1926 года. В 1943 году вновь было образовано Среднеазиатское духовное управление, в составе которого был и Казият.
— То есть ислам у нас был под запретом всего-то чуть менее 20 лет. И за это время люди не перестали веровать и продолжали молиться, — уверена докладчик. – Поэтому связь между верующими старшим поколением и молодежью не прервана. Распространение религии – это не только имамы и медресе. Вера у нас существует на протяжении нескольких веков, и за несколько десятков лет невозможно искоренить ее из сознания народа. Могут исчезнуть религиозные институты, но сама религия останется.
— Последователи радикальных течений предпринимают все что угодно для отрицания истинных духовных ценностей казахского народа, и для этого искусственным путем делают ревизию традиционной религии, отвлекая внимание населения от повседневных забот, — заявила советник председателя Агентства РК по делам религии Айнур Абдирасилкызы.
Также, по ее словам, настало время понять, что религиозное образование молодежь должна получать в кругу семьи.
— Независимо от того, верующие или нет, хотят или не хотят верить родители, их дети все равно подвергаются влиянию религии. То есть, если мы не займемся религией, она займется нами. Для правильного воспитания своего чада родителям придется быть образованными, и для этого не стоит ждать каких-либо директив или указаний. Не стоит забывать, казахи были и остаются мусульманами без создания Агентства или управления по делам религий. И необязательно ради веры следовать за кем-то. Укрепляйте ее в своем сердце, — заключила Айнур Абдирасилкызы.
Абат КАРАТАЕВ