Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Что год учебный нам готовит?

Накануне нового учебного года начальник областного управления образования Жанат Самуратова рассказала о новшествах, ожидающих учеников и педагогов, а также об основных проблемах образования.

— Жанат Бахитжановна, из ваших уст на августовской конференции работников образования прозвучала формулировка «системно-деятельностные результаты». Что это означает для учеников, педагогов и родителей?
— Я бы не вырывала эту формулировку из общего контекста. Предметные результаты — это то, к чему мы привыкли: умение читать, писать, считать. Все, чему учили до сегодняшнего дня. Личностные результаты — это результаты, касающиеся именно ценностных ориентиров ребенка. Мы воспитываем ребенка, а к чему это приведет — не видим, и спросить не с кого. Лишь только когда приходим к какому-то отрицательному результату, начинаем бегать и выяснять, почему же так случилось. Поэтому воспитание должно идти совместно с обучением, и результат должен быть целостный. И основу этого можно заложить с первого класса. Вплоть до того, как правильно переходить дорогу.
Над обоими результатами стоит метапредметный результат — системно-деятельностный. В чем он заключается, я расскажу. До сих пор мы давали ребенку знания, информацию. А научился ли он понимать, применять эти знания, анализировать, синтезировать — подобные вещи оставались вне поля обучения. Одна из главных задач, стоящих перед системой образования, — научить ребенка учиться — отошла на задний план. Между тем сегодня эта задача как никогда важна. Внедряются новые информационные технологии, мир меняется. И ребенок, который умеет оперировать информацией, делать выводы, учиться, сравнивать, — это то, что нам сейчас нужно.
Системно-деятельностный результат предполагает, что ребенок не просто сидит на уроке, но и имеет свою собственную систему деятельности. В чем, конечно, ему помогает учитель. Если изобразить результаты в виде схемы, то получится круг: предметный результат, за ним системно-деятельностный, затем личностный. Они перетекают друг в друга, они неразрывны. И в  этом круге ребенок развивается. Такова особенность нового государственного стандарта образования.
— Было также отмечено, что возрастает воспитательная роль школы. Что тогда остается на долю семьи? И как могут воспитывать те учителя, о которых пишут в новостях: доводящие до суицида, приходящие в школу с ножом и так далее?
— Очень серьезный вопрос. Да, остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, и о ней в последнее время предпочитают молчать. А между тем духовно развитого ребенка мы получим только тогда, когда будет такой же нравственный, морально развитый учитель. И примеры, которые приводились на форуме, были озвучены не зря. Они показывают директорам школ, над чем предстоит работать. Не случайно Сара Алпысовна предложила весь процесс обучения направить в сторону нравственного развития, поставить воспитание выше образования. Над этим надо работать.
Воспитание в школе было всегда. Но, к сожалению, успело приобрести чисто формальные черты. Учитель иногда проведет мероприятие, классный час для галочки. А потом может проявить такие свои личные качества, что в глазах ребенка вся проделанная работа просто девальвируется. Еще хуже, когда он, придя домой, попытается передать родителям то, что понял сам, а родителям некогда, они от него отмахиваются.
Наша задача — донести нравственно-духовные установки через ребенка в семью. И если мы станем рекламировать эту установку среди родителей, обучать их, все будет хорошо. Поэтому семья ни в коем случае не отодвигается в сторону.
— А кто будет обучать этому самих учителей?
— У нас есть хорошие тренеры. Также работает программа Кембриджского университета «Лидерство в образовании». «Лидерство» не означает, что учитель ведет всех за собой. Просто учитель должен понимать свою особенную роль среди учеников и родителей. Он должен уметь работать и с детьми, и с их родителями, и со своими коллегами. Видоизменить систему образования, чтобы не восседать на уроке, не вещать свой текст. Надо видеть каждого ребенка, видеть каждую личность.
Сегодня мы не должны сравнивать двух разных детей — ты плохой, а он хороший. Мы будем сравнивать ребенка прошлого и его же настоящего: ты сегодня сделал то, что не мог сделать вчера. И пусть каждый ученик сам видит свой рост. Должна в корне измениться психология учителя, и учитель должен научить ребенка оценивать самого себя. Эта система должна быть выстроена от школы и до семьи. Систему образования надо повернуть лицом к ребенку.
— Если объектом финансирования отныне становится не школа, а ученик, не приведет ли это к переполненности классов, к переманиванию учеников?
— Во-первых, никто не позволит превышать проектную мощность школы. Во-вторых, всегда были школы, в которые ученики шли с большей охотой, чем в какие-то другие. И если такая непопулярная школа увидит, что остается без учеников и без финансирования, руководство начнет думать и делать выводы.
— Был поднят вопрос о целесообразности содержания средних школ, выпускники которых отказываются от сдачи ЕНТ. Действительно ли это так серьезно?
— Да. Если в школе выпускаются 18 человек, из них только три идут на ЕНТ, и из троих никто не набирает пороговый балл, это о чем говорит? О том, что школа не показала ученикам перспективы, не настроила на получение высшего образования. Тогда зачем финансировать два года обучения, если они не дают результата? Не проще ли оставить основную школу? Если ученики пойдут учиться в колледж или лицей, среднее образование они смогут получить вместе со специальным. Так будет даже интереснее.
— Какая схема разработана для кадровой поддержки малокомплектных школ?
— Всего в регионе 449 школ. Из них 70 в городах, остальные разбросаны по области. С кадрами наоборот: в городах работают 60 процентов преподавателей. Школы в районах маленькие. На слияние классов мы не идем, чтобы сохранить качество обучения.
Учителей для малокомплектных школ специально готовят в гуманитарном колледже. Также при институте усовершенствования учителей работают курсы для педагогов таких школ. Работу малокомплектных школ, их проблемы мы постоянно рассматриваем и ищем способы помочь. Это нелегко. Но есть ресурсные центры — сильные школы с мощным кадровым ресурсом, вокруг которых собираются несколько маленьких магнитных школ, которым центральная школа помогает с кадрами.
— В каждой школе выбирается своя программа обучения, свои учебники, свое издательство. В результате родители до последнего вынуждены ждать, когда школа вывесит списки, затем начинается поиск: что-то не совпадает, чего-то не нашлось. Будут ли программы и учебники назначаться централизованно?
— А мы не можем назначать их. В этом и состоит свобода выбора. Каждый учитель сам решает, какие учебники лучше подходят для его работы, какие издательства выпускают более подходящие книги, какая программа сильнее и эффективнее. Мы отошли от централизованного назначения, и я считаю, что это хорошо.
— С нынешнего учебного года во всех школах с первого класса вводится обучение английскому языку. Учебниками должно обеспечить государство. А насколько готовы кадры для этого новшества?
— В первый класс в этом учебном году пойдут двенадцать тысяч детей. В том числе и в 65-ти начальных школах. Во всех первых классах будет введен английский язык. Кадрами обеспечены примерно 50 процентов учебных заведений. В остальных предусмотрено посещение учителями английского языка раз в неделю.
— Как будут учиться те дети, которые уже начали изучать английский в детском саду или пошли во второй-третий класс, а английский по программе только с четвертого?
— Они продолжат учить английский язык по своей программе, без возврата и без спешки.
— В каких кадрах больше всего нуждаются школы? На что ориентироваться абитуриентам педагогических вузов?
— В городских школах дефицита кадров нет. На селе не хватает учителей математики, английского, русского языка и литературы, физики и химии.
— Какая роль отводится системе электронного обучения, «e-learning»? Будет ли это вспомогательной «фишкой», либо станет чем-то большим?
— Несомненно, это вырастет в нечто большее. Система классных журналов перейдет на электронную основу, родители смогут видеть результаты своих детей на сайте, материалы и задания станут рассылаться по интернету. Нужно только подготовить материально-техническую базу. Уже поставляется оборудование, ведется совместная работа с интернет-провайдерами.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Кстати
В 2013 году на систему образования предусмотрено 48,6 миллиарда тенге. Объем финансирования этой сферы по сравнению с прошедшим годом возрос на 4,1 процента.

Кстати
Только в прошлом году были введены Назарбаев интеллектуальная школа и 10 новых школ. В этом году строятся еще 22 объекта, 14 из них будут сданы до конца года.

Кстати

1 сентября в нашей области распахнут свои двери 10 новых школ.

Кстати
За последние 10 лет возведен 51 объект образования на 23 155 мест, решены проблемы 43 аварийных школ.

Кстати

В 2013 году проведен капремонт 77 объектов на 2 миллиарда 185 миллионов тенге.

Колонка "Взгляд"