В свете программной статьи Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» весьма актуально напомнить читателю о сокровищнице, которую таят просторы Актюбинской области. Имеющийся потенциал позволяет не только развивать туристические маршруты, способные удовлетворить любой интерес, но и выступать источником серьезных научных исследований.
Металлургия
Известно, что территория Актюбинской области богата полезными ископаемыми, но жители края не подозревают, с какого времени здесь началось освоение месторождений меди и золота. Археологические исследования, проводившиеся в Мугоджарах, показали, что самые первые металлурги в этих краях появились еще в III тыс. до н.э. Это касается в первую очередь умения добывать медную руду и получения из нее металлических изделий. Долгое время считалось, что для Западного Казахстана нехарактерна выплавка меди и золота. Но первые достоверные факты были получены еще геологами, проводившими разведку в Мугоджарах в 60-80-е годы прошлого столетия. После обретения независимости на территории области в 2007-2008 годы Актюбинским областным центром истории, этнографии и археологии была организована целенаправленная казахстанско-российская международная экспедиция по поиску памятников древней металлургии. В результате были обнаружены десятки рудников и поселений, функционировавших еще около 4-5 тысяч лет назад.
Металлопроизводство существовало и в эпоху ранних кочевников (от VIII в. до н.э. до V в. н.э.). Так, для археологических памятников Актюбинской области характерно наличие большого количества золотых, бронзовых и железных артефактов. Например, зафиксированы случаи, когда возле погребенного находилось более сотни бронзовых наконечников стрел или бронзовый котел, весивший не менее 10 килограммов. Факт присутствия в могилах большого количества металлических изделий также свидетельствует о хороших навыках металлообработки у древних кочевников. Исследователи культуры Евразийских степей отмечают высокий уровень художественного мастерства в изготовлении металлических предметов. По факту в степях Западного Казахстана мало изделий из серебра, находки из железа имеют в основном плохую сохранность. Древние торевты (чеканщики) и ювелиры для орнаментации изделий применяли различные техники обработки металла – литье, тиснение, чеканку, зернь и т.д.
В казахстанской ученой среде хорошо известны могильники Бесоба, Сынтас, Кумиссай и т.д. Расположенные в бассейне реки Илек, они были исследованы еще в 70-80-е годы ХХ века. Проведенный Э. Кузнецовой спектральный анализ бронзовых изделий из этих могильников показал, что они изготовлены из местного сырья, добытого в Мугоджарах и Мангышлакском Каратау.
Еще один ученый, проводивший анализ бронзовых изделий из скифских курганов Северного Кавказа и Украины эпохи древних кочевников, отмечает, что около четверти из них имеют мугоджарское рудное происхождение. Это говорит о том, что еще в древности население нашего края имело культурные контакты с далекими землями. Также в научной среде бытует мнение, что в степи Западного Казахстана в середине I тыс. до н.э. мигрировала группа населения из Северного Причерноморья и Северного Кавказа, которая контролировала добычу цветных металлов.
Верховая езда
Можно с уверенностью сказать, что одомашнивание человеком лошади является революционным прорывом древности. Развитие коневодства, а позднее и верховой езды, позволило человеку освоить огромные пространства: стало возможным передавать культурные и технические новшества довольно быстро и с охватом обширной территории. Например, достижения в военном деле или в металлопроизводстве довольно быстро распространялись по всей степи.
Для кочевника боевой конь играл важную роль, и первостепенной задачей являлось управление им. Поэтому в степной полосе Евразии много находок, принадлежащих к снаряжению для верховой езды.
Вероятно, первоначально для управления конем применялись мягкие удила, изготовленные из ремня и сухожилий. Согласно находкам археологов, в VIII-VII вв. до н.э. удила были костяными. Со времени, когда на арену выходит всадник как отдельная боевая единица, начинается эпоха всадничества. Именно с началом раннего железного века происходит бурное развитие военного дела в среде ранних кочевников Западного Казахстана, где боевой конь играет первостепенную роль. Наравне с письменными источниками об этом свидетельствуют археологические находки. Археологами на основе анализа предметов конского снаряжения отмечено, что кочевники постоянно усовершенствовали сбрую и способы управления конем. Так, на раскопках в Актюбинской области найдены разнообразные удила и подпружные пряжки, говорящие о поисках кочевниками идеальных элементов управления конем. Скорее всего, изменения вызваны не столько открытостью степи и кочевым хозяйством номадов, сколько появлением врага. Интенсивное развитие военного дела в актюбинских степях приходится на VI-IV вв. до н.э. Именно к этому периоду, кроме находок предметов для верховой езды, относится появление длинных мечей (около одного метра) и копий. На раскопах найдены предметы защитного вооружения из металла и кости, свидетельствующие о том, что тяжело вооруженные всадники стали ударной силой воинского контингента.
Звериный стиль
Звериный стиль по праву можно назвать одной из визитных карточек кочевников степной Евразии. Его начало датируется I тыс. до н.э. и является единым для мира номадов: изображения хищников встречаются на предметах вооружения и конского снаряжения.
Номады Западного Казахстана особое внимание уделяли изготовлению предметов вооружения и культа, и абсолютное большинство находок украшены в скифо-сибирской звериной стилистике. Для кочевников Западного Казахстана характерен определенный набор животных, искусно переданный мастером: волк, орел или мифический грифон, кабан, оскаленный верблюд. Изображения отличаются высокой эстетичностью и пышностью декора. Большинство предметов вооружения и культа являются произведениями искусства мастеров Западного Казахстана второй половины I тыс. до н.э.
На предметах вооружения кочевники предпочитали изображать хищников. Возможно, выбор животных зависел от природных качеств зверей: этими качествами номады стремились наделить и оружие.
На западе Казахстана в довольно большом количестве встречаются костяные ложечки, представляющие собой яркие образцы косторезного искусства кочевников второй половины I тыс. до н.э. Как правило, эти предметы находят в мужских погребениях вместе с колчанными наборами, что позволяет говорить об использовании воинами ложечек в ритуальных целях. По мнению В. Федорова, распространение ложечек среди номадов евразийских степей, в том числе Западного Казахстана, связано с культом Сомы. Об этом свидетельствует изображение на костяных ложечках волка, сайги и хищной птицы (как правило, орла). В свете вышесказанного интересна находка в одном из курганов могильника Сынтас бассейна реки Илек (Актюбинская область). Рукоять ложки имеет сложную композицию: мастер изобразил голову сайги, двух орлов и волка с оскаленной пастью. Видимо, резчиком передана сцена из индоарийского мифа об орле и Соме.
Многие предметы декоративно-прикладного искусства ранних кочевников Западного Казахстана изготовлены из бронзы, золота.
Древние кочевники особое значение придавали художественному оформлению предметов верхового коня, вооружения и культа, в декоре которых ярко проявляется и художественно выражается звериный стиль.
Большую популярность и массовое распространение в степях Западного Казахстана имели предметы верховой сбруи и упряжи, которые довольно часто украшались различными образами из животного мира. Большинство предметов в основном были найдены в погребальных комплексах кочевой элиты второй половины I тыс. до н.э. в бассейне реки Урал и ее притоков – Илека и Ори. Интересны в художественном отношении бронзовые псалии, окончания которых выполнены в виде голов волка, лошади, верблюда, кабана, грифона и т.д. В большинстве случаев образы животных передаются мастерами вполне реалистично и экспрессивно. Зачастую волки и верблюды изображаются с оскаленной пастью, у орлов-грифонов – грозные и массивные клювы. Не менее впечатляют находки подпружных пряжек в кочевнических погребениях Западного Казахстана. Некоторые из них, например, подпружная бляха из могильника Бесоба, выполнены в виде стоящего двугорбого верблюда с оскаленной пастью. В этом же памятнике найдены две пряжки в виде двух борющихся верблюдов, свернувшиеся в кольца хищники, на одной из пряжек изображена сцена терзания кошачьими хищниками копытного животного.
Большим разнообразием в Западном Казахстане представлены украшения ранних кочевников. Судя по количеству обнаруженных ювелирных изделий, древнее население придавало им особое значение. Археологи не раз открывали богатые захоронения кочевников с десятками украшений. Одежда знатных женщин богато расшивалась золотыми бляшками и бусами. Нашивные бляшки украшали практически все элементы одежды – головной убор, воротник, рукава, обувь и т.д. (Смирнов К., 1964, с. 138-139). Они имели полусферическую, четырехлепестковую и розеткообразную формы. Часть нашивных бляшек выполнена в зооморфном стиле в виде головы орла (грифона?), хищника кошачьей породы, оленя и т.д. Большинство украшений датируются концом VI-IV вв. до н.э. В более позднее время, особенно к рубежу эр, популярность получают нашивные бляшки геометрических форм.
Камнерезное дело
Кочевое население Западного Казахстана хорошо освоило и обработку камня. Пожалуй, самыми известными изделиями из камня, получившими наибольшее распространение среди ранних кочевников и свидетельствующими о высоком развитии камнерезного дела, являются жертвенники-алтарики. Как отмечал Мир Кадырбаев, «в среде скотоводческих племен Южного Приуралья и Северного Прикаспия, точнее говоря Орско-Илекского междуречья, в середине I тысячелетия до н.э. оформилась самостоятельная школа камнерезного искусства со своими специфическими приемами орнаментальной разработки деталей скульптурных форм, характерным звериным мотивом, своеобразием техники обработки каменных изделий и принципов построения декоративных композиций».
Каменные изваяния, жертвенники-алтари, зачастую украшенные в зверином стиле, и другие предметы материальной культуры позволяют говорить о достижении высокого уровня камнерезного искусства и согласиться со
К. Смирновым, утверждающим, что большинство археологических находок из камня изготовлены местными мастерами. Можно сказать, что жертвенники являются высокохудожественным произведением камнерезного искусства. Как указывает один из знатоков культуры древних кочевников В. Ольховский, на сегодня нельзя отрицать тот факт, что мастерами были освоены все технологии обработки камня (скалывание, пиление, оттеска, гравировка). Они в совершенстве владели объемно-пластическими средствами изобразительного искусства. Это наиболее ярко выражается и в обработке каменных жертвенников, и в своеобразной манере передачи образов животных, особенно в оформлении ножек. При исследовании памятников Западного Казахстана, в частности бассейна реки Илек, обнаружено большое количество каменных жертвенников, ножки которых были скульптурно оформлены в виде голов волка с грозно оскаленной пастью.
Исторические и культурные памятники
Актюбинская область весьма богата памятниками истории и культуры. Не последнее место среди них занимают объекты, сооруженные еще в первой половине I тыс. н.э. Этот хронологический отрезок времени обычно именуют позднесарматским или гунно-сарматским. Долгое время считалось (а некоторые ученые до сих пор придерживаются этой позиции), что территория Западного Казахстана скудна объектами, что памятники указанного периода представлены малочисленно. Но нельзя забывать, что большая часть территории нашей области – terra incognita, ведь целенаправленных поисков гунно-сарматского времени практически не проводилось. Вопреки сложившемуся мнению, уже в 80-90-е годы недалеко от Актобе, а также в Мартукском и Айтекебийском районах были получены интересные материалы.
Внимание ученых Актюбинской области в последнее время акцентируется на выявлении памятников гуннов. В ходе археологических экспедиций выявлено более сотни могильников, состоящих из курганов, святилищ, гантелеобразных сооружений. Картографирование показало, что большинство их расположены на водоразделах рек Уилского, Кобдинского, Темирского и Айтекебийского районов и образуют широкую полосу, тянущуюся от восточных до западных границ Актюбинской области. Столь большое количество памятников в первую очередь наводит на мысль, что при Великом переселении народов с востока гунны определенное время проживали на западе нынешних казахских земель и, вероятно, наша территория была плацдармом перед броском на запад. Особое внимание привлекает случайно обнаруженное в 2-3 км к северу от Актобе богатое захоронение. Несмотря на то, что погребение разрушено, были найдены десятки артефактов, большинство из которых изготовлено из драгоценных металлов и камня.
В Актюбинской области не надо создавать центр для изучения гуннов: у нас функционируют областной историко-краеведческий музей и центр исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия. Кроме того, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова планирует открыть археологическую лабораторию. Сейчас нужно акцентировать внимание на изучении кочевнических памятников и их пропаганде, для чего необходимо серьезное финансирование. После изучения памятников можно создавать музеи под открытым небом или парки в черте Актобе, где жители и гости города могут знакомиться с историей и культурой народов, населяющих Казахстан в древности.
Особенности актюбинской степи
Степи Западного Казахстана, а нашей области особенно, богаты памятниками древности. Можно особо подчеркнуть, что на территории Актюбинской области, расположенной на стыке Европы и Азии, сосредоточено их колоссальное количество. В настоящее время все они, несомненно, являются сокровищницей, а иногда выступают в роли единственного источника изучения истории и культуры народов, когда-то населявших степи современного Казахстана. К примеру, в нашем крае находятся сотни стоянок, поселений и мастерских древнего человека, причем некоторые уникальны для всего евразийского пространства. Например, в Мугалжарском районе, в небольшом гроте Толеубулак, в 90-е годы XX столетия обнаружены рисунки, датируемые каменным веком, когда человечество с металлом знакомо не было. По мнению одного из ведущих археологов Казахстана Зейноллы Самашева, возраст этих рисунков – 40-11 тыс. лет (поздний палеолит). Эти петроглифы – одни из древнейших во всей Центральной Азии. Нужно учесть, что в районе грота Толеубулак имеются десятки памятников, начиная примерно от 250-11 тыс. лет (средний – поздний палеолит) и до этнографической современности (XIX – начало XX вв.). Эти памятники выступают ценными источниками не только для познания прошлого, но и имеют большой туристический потенциал. В данном районе можно организовать музей под открытым небом или музей-заповедник.
Для экологически безопасного освоения туристических маршрутов и комплексного изучения памятников с привлечением археологов, этнографов, краеведов необходима поддержка государства. Территория расположения памятников древним населением была выбрана не случайно: среди песчаных массивов имеются сосновые и березовые рощи, много родников и озер.
Еще одним уникальным объектом, совсем недавно обнаруженным в Уилском районе археологами области, является могильник Кумсай. Уникальность его и в возрасте курганов (5-6 тыс. лет), и в их количестве – более 160, что уже редкость. Вскрытие курганов показало несколько необычный характер положения погребаемых в могильной яме: покойники были обнаружены и в сидячем положении, и лежащими на животе. Интересны находки большого количества панцирей черепах, найденные в детских захоронениях. Изучение специальной литературы показало, что использование в погребальном обряде панцирей встречается и в других регионах, например, Франции. Значит, на территории нынешнего Уилского района в древности проживали племена, мигрировавшие сюда издалека.
Как указывалось выше, большая часть территории Актюбинской области изучена слабо, хотя первые целенаправленные раскопки начались еще в начале XX в. по инициативе Ж.-А. Кастанье. Можно с уверенностью сказать, что в регионе есть около 3 тысяч памятников, но в полной мере охватить их все пока невозможно. Археологами хорошо изучены северные районы области, но юго-западная, южная и юго-восточная части практически не изведаны. Сейчас исследуются в первую очередь те памятники, которые могут исчезнуть в ближайшем будущем. Это объекты, ежегодно подвергающиеся распашке. Из их числа, например, в Каргалинском и Мартукском районах памятники Кураша, Шпаки, Бесоба и т.д. В исследованиях активное участие принимали студенты АРГУ имени К. Жубанова. Сейчас несколько студентов из их числа продолжают образование в ведущих вузах Казахстана.
Наоборот обстоит дело с изучением этнографических памятников (мечетей, мавзолеев, кулпытасов и т.д.). Более или менее под руководством Серика Ажигали и Рахыма Бекназарова исследованы южные районы области, а Уилский, Темирский, Кобдинский, Мартукский и Каргалинский – слабо. Ситуация требует по примеру других областей создания при акиме области научно-методического совета, где обсуждались бы вопросы по изучению и сохранению памятников истории и культуры региона. Важным и открытым вопросом остается проблема научной реставрации и консервации памятников градостроительства и архитектуры. Например, проведенный мониторинг показал, что 34 объекта сакральной географии регионального значения требуют консервации и реставрации. Кроме того, абсолютное большинство из них не имеют ограждения и не благоустроены. А ведь сейчас ведется серьезный разговор о духовном развитии казахстанцев и развитии туристической отрасли. При посещении иного места складывается впечатление, что эти памятники никому не нужны.
Если научно-методический совет при акиме будет рассматривать такие вопросы и разрабатывать стратегию развития туризма, сохранения и изучения исторических памятников, то Актюбинская область вполне может стать одним из востребованных туристических регионов Казасхстана.
Аслан МАМЕДОВ, директор областного центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия