Самое ценное, что у нас есть, — это жизнь и здоровье. Их нельзя купить, но потерять очень легко. Чем мы, к примеру, дышим? И какая опасность для нас таится в городском воздухе? Об этом мы как-то не задумываемся. В Главной теме корреспондент «АВ» попыталась разобраться в том, почему загрязненность атмосферы в регионе остается высокой, а Актобе входит в первую пятерку городов Казахстана с неблагоприятным для всего живого воздухом.
Загрязнение воздуха — это проблема № 1 для нашего региона. С 2000 года количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в области выросло на 167,5 тысячи тонн, в Актобе — на 152,1 тысячи тонн!
Более чем «весомый вклад» в это дело вносят промышленные предприятия. Если учесть, что в прошлом году в регионе появилось еще 31 ТОО, думается, что проблема с каждым годом будет только усугубляться.
В черном списке главных загрязнителей: «СНПС-Актобемунайгаз», «Казахойл Актобе», «АЗФ», «ДГОК», «АЗХС» и «Интергаз Центральная Азия — УМГ «Актобе».
— На их долю приходится более 46 процентов выбросов. Вызывает тревогу и то, что из года в год загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу без очистки. К примеру, в нынешнем году этот показатель достиг 98,5 процента, — сообщил «АВ» начальник 1-го управления облпрокуратуры Маратбек Мирзамуратов в ходе коллегии, которая прошла в ведомстве на прошлой неделе.
Факельное бедствие
Ежегодно Казахстан теряет до 6 миллиардов тенге: вместо того, чтобы продавать газ, актюбинские компании предпочитают его… сжигать. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), наша республика входит в первую 5-ку стран по объемам сжигаемого в атмосфере газа, уступая лишь России, Нигерии, Ирану и Ираку.
Только в нашей области на факелах сжигается 20 процентов попутного газа. 96,9 процента всех выбросов загрязняющих веществ от факельных установок приходится на все те же «СНПС-Актобемунайгаз», «Казахойл Актобе» и «Аман Мунай» (бывшее ТОО «Казахмыс Петролеум»).
— По расчетам межрегионального департамента «Запказнедра», приблизительная стоимость сожженного газа в нашей области за последние 5 лет превысила 30 миллиардов тенге! Пропан, бутан также имеют высокую рыночную стоимость. Несмотря на это, нефтегазодобывающие компании не принимают меры для полной утилизации попутного газа. Что касается причин, то это, прежде всего, повышенная капиталоемкость процессов сбора и утилизации газа. Кроме того, у компаний нет экономической заинтересованности. Ну и сказывается удаленность потенциальных рынков реализации от мест нефтедобычи, — считает представитель ведомства.
Между тем статистика рапортует о росте объемов утилизации газа. Только за 6 месяцев нынешнего года было переработано 1,9 миллиарда кубометров газа, тогда как за весь прошлый — 2 миллиарда. Но радоваться рано. Прокуроры считают, что реальные объемы сожженного газа достаточно сложно оценить, поскольку обязать недропользователей вести достоверный учет по сжигаемому газу сегодня довольно затруднительно. На руку им и действующее законодательство, по которому компании предпочитают показывать нужные цифры, чем платить миллиардные штрафы.
— В 2012 году на месторождении «Кожасай» компания «Казахойл Актобе» смонтировала горизонтальную факельную линию. Она не была предусмотрена рабочим проектом. На факеле сжигалось от 600 тысяч до 1,2 миллиона кубометров газа. Ежедневно! Меньше чем за месяц было сожжено свыше 10 миллионов кубометров газа, — продолжил Мирзамуратов.
Другой крупнейший недропользователь — «СНПС-Актобемунайгаз» — ожидает ввода газоперерабатывающего завода. Пока же ему предстоит выплатить огромную компенсацию. АО незаконно смонтировало оборудование и причинило окружающей среде ущерб в 10 миллиардов тенге.
Недостоверный
мониторинг
Актюбинцы нередко жалуются на неприятный запах в городе. Но определить его источник и предоставить достоверные сведения о загрязнении воздушного бассейна главный прогнозист — «Казгидромет» — не в силах.
Оказывается, в нашем регионе нет условий для проведения качественного и достоверного мониторинга атмосферного воздуха. Нет, ведомство, отвечающее за этот фронт работы, как раз-таки трудится в поте лица, но результаты «кропотливой» работы оставляют желать лучшего.
Наблюдения ведутся на 3 постах, расположенных в районе Авиагородка, Жилгородка и железнодорожного вокзала. Но, как показали прокурорские проверки, 1-й пункт расположен в районе интенсивного строительства жилых домов, 2-й — на территории автомойки в полузакрытом дворе, а 3-й — вблизи проезжей части, за закрытой изгородью.
— Поэтому информация об индексе загрязнения Актобе, устанавливаемом и определяемом «Казгидрометом», не является четкой, — констатирует Маратбек Мирзамуратов.
Кстати
Воздушный бассейн города
наиболее загрязнен в районе улиц Рыскулова, Чернышевского,
Пожарского, Красногорской,
Тургенева, средней школы № 16, Центрального рынка.
ДЕРЕВЬЯ ПОДАЮТ СИГНАЛЫ SOS
Деревья и кустарники могли бы взять на себя роль «чистильщиков» легких города. Только за последние годы на реконструкцию санитарно-защитной зоны Актобе и создание зеленого пояса вокруг него было выделено 300 с лишним миллионов тенге. Плюс ко всему ежегодно весной в областном центре высаживаются тысячи саженцев. Но прокуроры считают, что бюджетные средства в этой части расходуются неэффективно — в результате несоблюдения технологии посадки саженцы плохо приживаются.
По словам руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования области Алимжана Усенгалиева, общая площадь санитарно-защитной зоны города Актобе составляет 53 500 гектаров. В ее состав входят 37 участков государственного лесного фонда общей площадью 9 246 гектаров. Биологический возраст лесного фонда составляет 40-50 лет, деревья теряют свои защитные функции, деградируют и погибают. Поэтому в нынешнем году были срублены погибшие деревья и сухостой на площади 213 гектаров. На 210 из них были высажены двухлетние сеянцы вяза. В областном центре нынешней весной было высажено почти 4 тысячи саженцев клена и березы. Как они приживутся, покажет время.
Озеленением населенных пунктов, на территориях которых работают компании, должны заниматься и природопользователи. Но, как правило, редкие предприятия выполняют свои обязательства.
А здесь у нас газы скопились
Вместе с тем автотранспорт и промышленные предприятия — не единственные источники загрязнения атмосферного воздуха. Свою лепту вносит и канализационная система города.
— В течение последних лет в городе присутствует неприятный запах. В прошлом году акимом города даже была создана рабочая группа по выявлению его источника. Превышение ПДК сероводорода было установлено на территории канализационных колодцев и коллекторов АО «Акбулак», которые имеют высокий технический износ, — рассказали в облуправлении природных ресурсов и регулирования природопользования.
Образованию газов в системе водоотведения способствует и отсутствие централизованной канализации в частном секторе.
На коммунальном предприятии не сидят сложа руки. Так, по словам его президента Айбека Сагиева, в рамках инвестпрограммы, предусмотренной на 2013-2015 годы, на эти цели будет направлено 1,4 миллиарда тенге. Будут построены 3 сливные станции. Сейчас подрядные организации уже завершают работу по модернизации насосного оборудования КНС и коллектора.
Есть и еще одна хорошая новость, которой поделился руководитель управления Алимжан Усенгалиев. По его словам, в ближайшее время планируется строительство сортировочных и перерабатывающих комплексов. При переработке твердых бытовых отходов будет использоваться и канализационный ил. Шесть полигонов ТБО появятся в районных центрах — Шубаркудуке, Кобде, Хромтау, Кандыагаше, Мартуке и Карауылкелды.
Это все в перспективе, а пока мы имеем высокий индекс загрязнения воздуха.
Берегись автомобиля!
По мнению экспертов, основную опасность представляют даже не выбросы промышленных предприятий, а выхлопы автотранспорта. В них содержатся вредные для человека оксиды углерода, азота, углеводороды, альдегиды, сажа, железо, бром, свинец и др. А это значит, что достижения научно-технического прогресса, приносящие нам многочисленные удобства и комфорт, нас же и отравляют. Причем существенно.
Коварство этого отравляющего «букета» в том, что все вредные вещества мы глотаем целиком и сразу, поскольку выбрасываются они на уровне дыхательных путей человека. А в результате сжигания только одного литра бензина образуется примерно 16 кубометров смеси различных газов! Наибольшую опасность представляют оксиды азота (они примерно в 10 раз опаснее угарного газа). Сегодня на дорогах области передвигаются 160 с лишним тысяч авто. Львиная доля машин — далеко не первой свежести. Отсюда и 46 с лишним процентов за-грязняющих веществ, которые приходятся на автотранспорт.
Власти по мере возможности решают этот вопрос. К примеру, чтобы снизить нагрузку на атмосферный воздух, в прошлом году было начато строительство автодороги «Северный обход г. Актобе». В декабре этот участок будет сдан в эксплуатацию, и, возможно, в областном центре станет легче дышать.
Прокуроры также предлагают эффективное решение.
— Выхлопные газы — это смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды — несгоревшие или сгоревшие не в полном объеме компоненты топлива. Их доля резко возрастает в автомобильных пробках и заторах. Мы предлагаем внедрить в Актобе систему автоматизированного управления дорожным движением и транспортными потоками для создания «зеленой волны». Это так называемая согласованная работа светофоров для сокращения задержки транспортных средств, — объясняет Маратбек Мирзамуратов.
Есть у прокуроров претензии и к дорожной полиции. Так, инспекторы совместно с работниками департамента экологии могут проводить контрольные замеры выхлопных газов машин на превышение ПДК. Однако, как показывает практика, дорожной полицией за последние 2 года в этом направлении работа не проводится.
Красный, желтый и зеленый
Прокуроры предлагают создать «экологическую карту города Актобе». Районы города будут разбиты на несколько зон с учетом степени загрязненности воздуха в них.
Так, предлагается условно поделить Актобе на красный, желтый и зеленый районы. Неблагоприятным участкам будет отдаваться приоритет при решении вопросов по озеленению, благоустройству территории, реконструкции коммунальных систем.
Знаете ли вы, что…
За 1 солнечный день 1 гектар леса поглощает из воздуха 120-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода. Одно дерево средней величины выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
Карт-бланш для компаний
Жаксыгали Иманкулов, директор департамента экологии по Актюбинской области:
— «СНПС-Актобемунайгаз», несмотря на программу по утилизации попутного газа, сжигает в факелах 23 процента газа. Проблема решится только с введением 3-й очереди ЖГПЗ. Летом нынешнего года прокуратура проверила журнал учета сжигаемого газа и журнал в цехе перекачки нефти, где учитывается добытая нефть на месторождении Кенкияк Подсолевое. Выявлено 14 миллионов 832 тысячи кубометров сверхнормативного сжигания газа. В зоне добычи и переработки нефти расположены села Кенкияк, Шубарши и Сарколь. В результате сверхнормативного сжигания газа компанией во всех точках отмечается наличие сероводорода в воздухе до 0,8 ПДК. Мы обратились в Министерство охраны окружающей среды с предложением установить в 2014-2015 годы в этих населенных пунктах автоматические станции по мониторингу атмосферного воздуха.
Что касается Актобе, то самой сложной в экологическом отношении остается его северо-западная часть, где находятся АЗФ, АЗХС, «Экотон», ЖБИ, ТОО «Лад» и другие предприятия. По данным самих предприятий, превышения ПДК по сероводороду у них нет. Лаборатория нашего департамента последние два года проводит замеры воздуха в этой части города еженедельно. В основном, это промышленная зона и жилой массив: улицы Каратаева, Маресьева, Ливенцова, Парковая, Пожарского, Рыскулова, Тургенева, проспекты Мира, Санкибай батыра и 312-й Стрелковой дивизии, то есть те участки, где наблюдается интенсивное движение и имеются канализационные колодцы. Отмечается значительное превышение по сероводороду. Только в 2012 году было 64 таких факта, имелись они и в нынешнем году. Превышение сероводорода составляло 6 ПДК, максимальное разовое содержание сероводорода достигало 16,25 ПДК.
Для улучшения экологической ситуации в городе, а также для усиления контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, установление нормативов эмиссий должно происходить с учетом фонового загрязнения по всем основным компонентам. Действующие фоновые концентрации не дают полного перечня загрязняющих веществ.
«Казгидромет» контролирует воздушный бассейн на 5-ти стационарных постах и из-за слабой технической оснащенности передает фоновое загрязнение всего по
8-и параметрам из 34-х, являющихся приоритетными для области. Тем самым мы даем природопользователям карт-бланш по части получения большого лимита. Если же система будет работать не автоматизированным, а расчетным путем, будут задействованы актуальные для нашего города 34 компонента, соответственно, и фон загрязнения будет выше. Предприятиям будет дано намного меньше лимитов, и они будут вынуждены уменьшать свои выбросы или же проводить мероприятия по части утилизации выбросов.
Над Главной темой работала Асия НУРПЕИСОВА