Общая сумма нарушений, установленных ревизионной комиссией по области за прошлый год, превышает 98 миллиардов тенге.
По информации ревизионной комиссии, по Актюбинской области за 2018 год проведено 17 мероприятий в 230 объектах государственного аудита.
Общий объем средств, охваченных аудитом, составляет 351 миллиард 118 миллионов 535 тысяч тенге (315 миллиардов 484 миллиона 937 тысяч тенге в государственных учреждениях и 35 миллиардов 633 миллиона 598 тысяч тенге в субъектах квазигосударственного сектора).
Общая сумма установленных нарушений – 98 миллиардов 623 миллиона 539 тысяч тенге. В том числе сумма финансовых нарушений составила 14 миллиардов 932 миллиона 71 тысячу тенге, подлежащая восстановлению и возмещению. Кроме того, установлены неэффективное планирование бюджетных средств на 33 миллиарда 228 миллионов 634 тысячи тенге и неэффективное использование бюджетных средств на 9 миллиардов 66 миллионов 133 тысячи тенге. Выявлено 1 242 процедурных нарушения.
Стоит отметить, что за 2018 год по фактам проверки ревизионной комиссией в правоохранительные органы передано 25 материалов, по которым усматриваются признаки уголовного преступления.
Как результат, два должностных лица аппарата маслихата Темирского района за необоснованные выплаты по заработной плате в размере более одного миллиона тенге осуждены к ограничению свободы сроком на 1 год и 6 месяцев и 2 года 3 месяца соответственно, с возмещением ущерба.
Также за 12 месяцев прошлого года ревизионной комиссией завершено 17 аудиторских мероприятий. Составлено 167 протоколов в отношении 76 должностных лиц для привлечения их к административной ответственности. Приняты административные меры в виде штрафов на сумму 12 миллионов 574 тысячи 700 тенге.
Так, например, по итогам проведенных государственных аудиторских мероприятий сумма установленных нарушений в Айтекебийском районе составила 2 миллиарда 496 миллионов 617 тысяч тенге. В том числе финансовые нарушения – 124 миллиона 968 тысяч тенге. Сумма процедурных нарушений – 851 миллион 119 тысяч тенге. Выявлено неэффективное планирование бюджетных средств на 257 миллионов 589 тысяч тенге и неэффективное использование бюджетных средств на 1 миллиард 262 миллиона 941 тысячу тенге.
Основные системные нарушения: необоснованные выплаты по оплате труда и пособий. Допускаются излишнее возмещение командировочных расходов, а также неправильное применение норм государственных закупок. Отсутствует должный контроль со стороны руководителей предприятий, специалистов, ответственных за соблюдение указанных требований законодательства.
В прокуратуру области по факту нарушений законодательства направлено три материала в отношении дошкольной организации «Балауса», отделу ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, архитектуры, градостроительства и строительства Айтекебийского района и дошкольной организации «Балбулак».
По фактам нарушений в Уилской ЦРБ материалы направлены в областной департамент национального бюро по противодействию коррупции для принятия процессуальных мер.
Не наблюдается последовательной организации работы со стороны облуправления спорта и физической культуры, организаций и учреждений спортивной отрасли, в направлении по достижению высоких результатов с наименьшими расходами, эффективного использования местного бюджета, нешироко внедряется в практику работы принцип управления. Вместо этого, действуя от имени государства, должностными лицами без соблюдения законов РК допущены нарушения в использовании государственных средств и активов.
По итогам аудита выявлены системные недостатки и нарушения учреждений здравоохранения, такие как необоснованная переплата заработной платы и вознаграждений, нарушения законодательства по государственным закупкам, неэффективное использование/неиспользование государственных активов, неэффективное использование бюджетных средств, планирование излишних штатных единиц, неэффективное использование сэкономленных средств на премии, непринятие мер по своевременной ликвидации просроченных лекарств.
Кроме того, в учреждениях здравоохранения выявлено неэффективное использование бюджетных средств на приобретение автоматизированных программ «Парус-КАЗ Бюджет», «Парус-КАЗ», «Тарификация в здравоохранении», «Программный продукт 1С: Бухгалтерия для Казахстана», «Программный продукт 1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на одно рабочее место», которые в работе не используются.
Неэффективное планирование бюджета на 2015-2017, 2016-2018 и 2017-2019 годы по пяти администраторам бюджетных программ (управления строительства, энергетики и жилищно-комунального хозяйства, сельского хозяйства, градостроительства и строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог) составило в общей сумме 5 миллиардов 129 миллионов 305 тысяч тенге.
При планировании налоговых и неналоговых поступлений бюджета не соблюдены принципы ответственности, обоснованности, реалистичности. Не проводился анализ налогового потенциала и оценка объемов поступлений текущего года. В результате по отдельным поступлениям план-прогноз снижен на 3 миллиарда 277 миллионов 89 тысяч тенге.
По результатам проведенных аудиторских мероприятий за 2018 год объектам аудита направлено 17 аудиторских заключений, 230 предписаний, 190 поручений и рекомендаций об устранении выявленных нарушений.
Анализ характера нарушений показал, что они носят однотипный характер и повторяются.
Основными являются: игнорирование установленных норм законодательства и принципов правового регулирования государственных закупок; нарушение ведения бюджетного и бухгалтерского учетов, нарушение оплаты труда, использование активов государства, необоснованные выплаты и излишнее возмещение командировочных расходов, а также некачественное планирование бюджетных средств, отсутствие увязки объемов расходуемых средств и запланированных результатов, их несоответствие целям и задачам программных документов.
Также проводимые аудиторские мероприятия планирования и использования бюджетных средств в учреждениях и на предприятиях показали, что недостаточное внимание уделяется соблюдению требований действующего законодательства, контролю по эффективному использованию активов, обоснованности и эффективности бюджетных расходов, устранению выявленных нарушений и качеству бюджетного планирования.
Кроме того, вследствие недостаточного эффективного налогового администрирования в районах не в полной мере используется имеющийся потенциал налоговых поступлений. Значительные потери бюджета образуются при несвоевременном перечислении части чистого дохода либо его полного игнорирования.
Установленные нарушения указывают на неполное соблюдение со стороны администраторов бюджетных программ требований законодательства, некачественное бюджетное планирование, низкий контроль за эффективным использованием активов и обеспечением обоснованности расходов бюджета.
Сергей ТРАВКИН
Фото из открытых интернет-источников