Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Чтобы музыка звучала

Каждый любящий музыку актюбинец знает этого человека как дирижера одного из самых интересных коллективов филармонии – Камерного оркестра. Кто-то еще знает композитора, пишущего для местных театров, кто-то – дяденьку с косичкой, который рассказывает про разные инструменты и классическую музыку. Для кого-то он энергичный молодой дирижер из региона, член Союза композиторов Казахстана.Для работников музколледжа и филармонии Али Ермекбаев – коллега. Немного вредный, не без этого. Но очень трудолюбивый и требовательный.

Когда у Али спрашиваешь, кем он чувствует себя больше – исполнителем (написано же в дипломе – «баян») или дирижером, он отвечает: дирижер это тот же исполнитель. Только инструмент у него больше. А любимое и главное занятие – аранжировка и оркестровка. То есть умение расписать музыку по нотам так, чтобы каждый звук был на своем месте и играл всеми красками. И началось это со студенческих лет.

 

Самое начало

— В музыкальной школе и училище я учился по классу баяна. Но были два предмета, которые сформировали меня нынешнего: оркестровка и дирижирование. Спасибо моим педагогам Юрию Гафурову и Фаилю Дюсметову за то, что они в меня вложили. Со второго курса я начал писать аранжировки для русского народного оркестра и ансамбля баянистов.

Оркестр русских народных инструментов в музколледже был славный. И писать для него партитуры было очень интересно. Конечно, начинающий аранжировщик иногда хватался за голову, когда слышал, что он написал.

— На бумаге все может быть хорошо и складно. Но пока не развит внутренний слух, ты не поймешь, как оно прозвучит вживую. А педагог не поправляет, сидит и молчит. Чтобы ты сам все понял.

Тогда же писались первые партитуры для джазового состава.

«Было ужасно, — признается Али, — зато это все дало опыт».

Однако некоторые аранжировки были вполне ничего. Даже сейчас он достает и использует свои работы, написанные в 80-х годах прошлого века.

Во время учебы в консерватории Али уже не писал для студенческого оркестра. Но набирался опыта в коллективах, где подрабатывал: оркестре имени Курмангазы, ансамбле танца «Салтанат», народном ансамбле «Казахконцерта». Играя и слушая, понимал и запоминал, как пишется музыка для разных составов и жанров.

 

О, дайте, дайте мне палитру

Накопленный слуховой багаж Али привез в Актобе в 1996 году. Работая в филармонии, начал писать фонограммы для солистов. При этом старался не отделываться забитыми в синтезатор шаблонами, а использовать все доступные краски. Так в эстрадных и народных песнях зазвучали виолончели и кларнеты. Но настоящего оркестра с его возможностями пока не было.

Что-то похожее на оркестр появилось позже, в 2001 году. Ретро-квартет в составе: Али Ермекбаев (бас-гитара), Наталья Руссу (аккордеон), Владимир Затеев (ударные) и Владислав Карницкий (гитара) успел разучить много произведений, ярких и выигрышных. Этим составом съездили в Астану на фестиваль, но не уложились в формат, хотя их выступление всем очень понравилось.

— Никакой номинации нам не дали, зато предложили работать в Астане. Наш квартет напомнил столице знаменитый ансамбль Валерия Ковтуна.

Но и этому коллективу не было суждено жить дальше. Настоящее было впереди, и случилось это в 2003 году.

 

Оркестрино

Оркестрино – это «маленький оркестр», то есть камерный. Именно так я называла этот коллектив, когда он появился в филармонии. Сначала их было немного, человек восемь или десять.

— Да, нас было мало, и нашим потолком был «Махаббат вальсі». Тяжело это вспоминать, хоть и полезно. И музыкантов было собрать тяжело. После кризиса они были кто где: на базаре, в кабаке, в охране. Но по крупинкам мы подтягивали кадры, набирали репертуар.

Презентация оркестра состоялась через два года. Удалось пригласить в качестве солистки Каламкас Джумабаеву из «Камераты Казахстана». Об этой скрипачке Али вспоминает с благодарностью.

— Она нам здорово помогла. Уже просто слушать ее игру было полезно – уровень оркестра подтянулся. Кроме того, Каламкас успела дать мастер-классы в музыкальном колледже.

Каким образом удавалось «выбивать» себе таких солистов, как Джумабаева, да и вообще – как удается быть на плаву: востребованными, заметными? На этот вопрос музыкант отвечает так:

— Все зависит от руководителя. Если ты болеешь за свой коллектив, то будешь ходить, договариваться, просить, ругаться, если придется. Вот сейчас с оркестром работает второй дирижер Нагим Абилов, я свободен. Но это не значит, что я пошел отдыхать. Это значит, что я сяду за оркестровку. Или поеду в школу договариваться о концерте. Или займусь чем-то еще для пользы дела.

В 2006 году силами филармонии и приглашенных солистов был проделан уникальный опыт: поставили концертный вариант оперы Жубанова и Хамиди «Абай». В Западном регионе такого никогда не было, да и вообще не было нигде, кроме Алматы. И собрать удалось впечатляющий состав гостей: Шахмардан Абилов, Нуржамал Усенбаева, Жан Тапин, Аскар и Шолпан Бурибаевы.

На Али легла большая задача: собрать под одну руку свой оркестр и камерный хор, переложить оперную партитуру для этих двух маленьких составов, провести сводные репетиции и в итоге продирижировать оперой.

— Это уже немного другой опыт. Опера – это еще и немного театра. Люди не просто стоят и поют, не просто сидят и играют. Они ходят по сцене, взаимодействуют.

Как раз в это время Али стал писать музыку для сцены. Один опыт оказался очень удачным: музыку к спектаклю «Кто заплетает гривы лошадям», который кукольный театр «Алақай» повез в Сербию, оценили как лучшую. Это было в 2011 году. С тех пор на память остался приз – статуэтка смешного зверька: то ли сурка, то ли ленивца Сида. А Али продолжает сочинять, немного для взрослых, немного для детей.

 

Мне известно,

что мне ничего

не известно

Конечно, главная и любимая работа – это Камерный оркестр. Надо выступать, готовить разнообразные программы для разных слушателей.

Много внимания отдается школьникам. Слушателя надо готовить с детства, считает дирижер. «Это как сеять семена. Посадишь семечко – и поливай его, заботься. Вырастет – даст тебе плод». Для дирижера «плод» — это будущий взрослый слушатель и ценитель живой музыки. Чтобы подготовить его, Али делает для своего оркестра аранжировки известных, приятных слуху классических произведений. Таких, какие даже могут стоять на рингтонах сотовых телефонов. Немного Чайковского, немного Баха, чуть-чуть Шуберта. Собранный букет легкоусвояемой классики несут школьникам. И на таком концерте слушателей ждет небольшая увлекательная лекция.

— Мы показываем детям каждый инструмент, даем послушать его тембр. Ведь не секрет, что не все дети ходят в музыкальную школу, не все знают инструменты оркестра. Кто-то видел их только на картинке. А тут живой настоящий оркестр играет знакомую музыку, которая – надо же! – написана двести или триста лет назад. Бывает, что после таких концертов школьники подходят и спрашивают, где находится филармония. И если они потом придут к нам и продолжат ходить – это победа. Для этого мы и работаем.

Кроме того, есть струнный оркестр в музыкальном колледже. Это будущие кадры для филармонии. Есть опыты оркестровок для коллективов из других городов (самый необычный опыт, на мой взгляд, это «Вальс цветов» в переложении для ансамбля виолончелей и арф, исполненный в Астане).

А от каверзного вопроса о возрас-те и подведении итогов Али отмахивается.

— Что ты! У меня столько планов, что еще рано оглядываться назад. Да я по большому счету не так много и успел. И вообще – чем больше я узнаю, тем яснее вижу, что я ничего не знаю, и что впереди еще больше работы.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

Колонка "Взгляд"