… В 1934 году Ахмет Жубанов на гастролях в Уиле заметил девочку, чье умение танцевать его поразило. С ее родителей он взял обещание, что они обязательно привезут дочку в Алматы. В 1936 году Нурсулу Тапалова стала ученицей студии Казахского музыкального театра. Со временем ее Зарема (персонаж балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан») стала лучшей в истории.
В Актобе прошел III республиканский хореографический конкурс сольных исполнителей имени Нурсулу Тапаловой «Бидің нұры — Нұрсұлу».
В нынешнем году участников из профессиональных и любительских коллективов из разных регионов республики было 14, шесть из которых — актюбинцы. По традиции конкурс состоял из двух туров: по условиям первого участники представляли казахский народный танец, второго — композицию на свободную тему. Хореографы, пользуясь случаем, провели в Актобе круглый стол и мастер-класс — не каждый день специалисты этого профиля имеют возможность пообщаться сполна.
В составе жюри — профессиональные хореографы из Актау, Астаны, Кызылорды, директор Актюбинского ОДНТ Орынбасар Тереков и руководитель управления культуры, архивов и документации Канат Айтбаев. Главными критериями оценки выступлений были сценическое мастерство, пластика, способность чувствовать музыку и хореографическая оригинальность.
Будущая артистка балета Сагыныш Нурхайдарова, студентка колледжа при КазНУИ, обладательница I места конкурса «Бидің нұры — Нұрсұлу». На актюбинской сцене Сагыныш исполнила танец из репертуара Шары Жиенкуловой «Былқылдак».
Обладатель Гран-при Асхат Маден — солист Государственного хореографического театра «Наз» (Астана). Его хореограф Алмат Шамшиев назван лучшим хореографом конкурса.
Индийским танцем открыли торжество воспитанницы образцового театра танца и моды «Mega Stars»
Председатель жюри Абдурасул Есекеев, главный балетмейстер и худрук ансамбля народного танца «Шалқыма» Государственной академической филармонии города Астаны, находит уровень участников конкурса «Бидің нұры — Нұрсұлу» разным: — Сильные артисты выделяются рядом с начинающими — на то и конкурс. Сравнивать же современных танцоров с артистами, скажем, середины ХХ века нельзя: разные направления, разная техника и т.д. Что до эстетики, то на сегодня уровень Шары Жиенкуловой и Нурсулу Тапаловой потерян. Подобные состязания как раз и служат его возрождению.
Маргулану Женисову, третьекурснику отделения хорео-графии Кызылординского музыкального колледжа по жребию выпало открывать конкурсную программу. В I туре парень танцевал под кюй Курмангазы «Балбырауын». В целом, по оценке жюри, Маргулан получил диплом в номинации «Сырлы биім елге сыйым».
Маржан Сарсенбек, второкурсница Южно-Казахстан-ского университета имени М. Ауэзова, на конкурсе заняла II место. На фото традиционный танец из Хорезма «Бахор».
Татьяна ВИНОГРАДОВА Фото Хайредена РАУШАНОВА и Максима ТОКАРЯ