Актюбинка Татьяна Гречко умеет преображать привычные предметы при помощи красок, кисточки и картинок. Простые бутылки, стаканы, деревянные плашки в ее руках становятся уютными и красивыми.
— На ярмарке, которая проходила в бизнес-центре «Мир», меня чуть не обидели две посетительницы, — говорит Татьяна, раскладывая на столе инструменты и краски.
— Они смотрели на мои работы и между собой говорили, что какая же это ручная работа, если понятно,
что куплено в магазине. Мне пришлось вмешаться и сказать, что, вообще-то, работы мои,
и я все делаю сама.
«Ну, как же сама, когда видно, что магазинное!».
А вот потом я уже поняла, что мне, пожалуй, сделали комплимент.
Забава королей
К превращению обычного в неповторимое Татьяна шла, пожалуй, с самого детства. Ее мама работала в ателье, а Татьяна всем своим куклам шила самые разные наряды. Все думали, что девочка вырастет портнихой. Но она успела поработать и педагогом, и массажистом. Когда же закрылись садики и больница, свободное время Татьяна стала посвящать украшению пространства вокруг себя. В том числе декупажу и росписи по стеклу. И все это несмотря на то, что материалы и химия для этих занятий недешевы, и не везде в Актобе их можно купить. И так почти два года.
— Декупаж (от французского decouper — «вырезать»), — рассказывает Татьяна, — это довольно старинный способ украшать предметы. Вырезать аккуратно картинку, наклеить ее на поверхность и закрепить — это сейчас делают и в детских садиках, называя занятие «аппликация». А в прежние века декупажем баловались французские монархи, украшая мебель.
Роспись по стеклу тоже очень давнее мастерство, дошедшее до нашего времени в виде витражей, статуэток и красивой разноцветной посуды.
Корреспондент «АВ» попросила Татьяну провести небольшой мастер-класс. И вот что из этого вышло.
Мастер-класс: цветущая дощечка
Деревянные заготовки под декупаж Татьяна приготовила заранее, причем все они на разных стадиях: от нешлифованной древесины до полуготового изделия.
— Вот такие вот плашечки мы покупаем в нераспиленном виде в магазинах, потом приходится искать мастерскую, где бы нам их порезали. Если бы в магазинах сразу распиливали дерево, туда мастера толпой бы шли, — комментирует Татьяна, раскладывая деревянные сердечки.
После покупки дерево сушится не менее 3 месяцев. Затем его покрывают толстым слоем грунтовки. Слегка шершавую от грунта поверхность надо зашкурить. Потом подготавливается подходящий по размеру рисунок. В данном случае это цветок с салфетки. Бумага, из которой делаются салфетки, не расползется от влаги и мотив на ней не расплывается. И чем тоньше бумага, тем естественнее будет смотреться рисунок.
Вырезанный цветочек аккуратно кладется на заготовку и специальным декупажным клеем пропитывается при помощи кисточки. Ждать, пока высохнет клей, надо примерно час. Затем рисунок снова шлифуется. Такое изделие можно оставить плоским, а можно добавить объема при помощи слоя краски.
Мастер-класс:
цветное на прозрачном
С деревом как-то проще. А вот роспись по стеклу меня интересует гораздо больше. У меня и стакан при себе.
Кого будем изображать? Взгляд падает на разгуливающего рядом балинеза Зайчика — большого белого кота с вишневыми зрачками. «Кота и нарисуем!» — решаю я. Татьяна обезжиривает подопытный стакан спиртом, затем придвигает ко мне тюбики с красками: можно приступать.
Легко сказать — рисуй кота. Ластик для витражных красок не предусмотрен, каждую линию желательно наносить точно, без помарок, чтобы она была не жирной и не волосяной. Регулировать толщину выходящей из тюбика колбаски намного труднее, чем интенсивность карандашного штриха. Пара проб на салфетке, затем я пробую вывести на стекле силуэт круглой кошачьей головы. К моему большому удовольствию, рисовать кончиком тюбика оказывается так же удобно, как гелевой ручкой. Через несколько минут на стекле уже выявился какой-то кот с печальным взглядом.
Краска хорошо ложится на стекло, не плывет и не смешивается. Видя, что рисунок получается внятным, Татьяна, похоже, увлекается сама и подсовывает мне новые тюбики, не жалея дорогой краски: бронзовой, серебряной, золотистой. Кот обретает откормленное туловище, короткие лапы с изрядными когтями, совершенно феерический хвост и бантик. Покажи кто этого кота психологу, он бы сказал, что у автора присутствуют желание нравиться и хорошо контролируемая агрессия. И все это на фоне непроходящего детства.
Пространство, не занятое рисунком, я усеиваю разноцветным горошком. Вот она, моя мелкобуржуазная сущность, — вся в этом жирном котяре с бантом. Однако это еще не все. Чтобы прибавить рисунку фактуры, Татьяна учит меня, как нанести на него толстый слой объемного лака. От жесткой кисточки лак застывает полосами. Кот определенно стал мохнатым.
Осталось покрыть рисунок еще одним слоем тонкого лака и дать высохнуть. Стакан готов, красоты вокруг прибавилось.
Мир вокруг своими руками
Еще одно увлечение Татьяны, не попавшее в мастер-класс, — лепка садовой скульптуры. Дача семьи Гречко украшена мостиками, искусственными водоемами, выглядывающими из травы зайцами, кошками и улитками. Весь этот мир вылеплен вручную из полимерной глины, раскрашен акриловыми красками и радует глаз.
Вообще во время пребывания в доме у Татьяны Гречко я обратила внимание, что эта женщина не просто обитает в жилом помещении, а меняет его. Даже там, где, казалось, дизайн завершен еще на фабрике, находится место для небольшого цветка. И это, право, очень хорошо. Потому что уюта много не бывает.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА