Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Чужие боги

«Если к тебе подошли дружелюбные незнакомцы и предложили вступить в новую для тебя компанию, будь осторожен: как бы

не угодить в одну из тоталитарных сект, — предостерегает брошюра, выпущенная информационно-консультативным центром «Жарық».

— Многие

оказались

вовлеченными

в секты из-за неразумного любопытства или чрезмерной

самоуверенности. Они были убеждены,

что никогда не подпадут под чужое влияние».

 

На сегодняшний день в центр «Жарық» за помощью обратились более 40 человек. В основном это члены семей тех, кто оказался в сетях деструктивных культов.

— Чаще всего нам звонят по телефону доверия, — говорит директор центра Айгуль Дюсенова, — реже приходят на консультации, пишут заявления. Мы являемся неправительственной организацией, реализуем проекты по заказу управления внутренней политики. Распространяем достоверную информацию о деятельности деструктивных течений, оказываем помощь пострадавшим от них, ведем профилактику религиозного экстремизма и терроризма. Не в нашей компетенции кого-то наказывать. Но когда мы сталкиваемся со случаями нарушения законных прав граждан, наша первоочередная задача — сообщить об этом правоохранительным органам. Конечно же с согласия пострадавших. в противном случае обращения остаются анонимными. Наше кредо — конфиденциальность и доверие.

Около одной трети всех звонков исходит от родственников граждан, вовлеченных в деятельность «Свидетелей Иеговы». Айгуль Егизбаевна приводит в пример нашумевший случай с молодой актюбинкой, обратившейся в центр «Жарық» с уверениями, что ее бабушку завербовали иеговисты и заставили переписать все имущество на «брата по вере». После того, как дом перешел во владение этого религиозного объединения, пенсионерка скоропостижно умирает, а девушку, которая с малых лет воспитывалась у бабушки и выросла в этом доме, выставляют на улицу. Заявление пострадавшей было передано в прокуратуру.

— До суда дело не дошло, несмотря на то, что доследственная проверка проходила очень тщательно. Следует отметить, что в таких случаях сложно доказать причастность религиозных общин к правонарушениям. Люди, стоящие во главе их, юридически подкованы, грамотны, кроме того, у них есть возможность нанять хороших юристов, адвокатов, — продолжает директор ИКЦ «Жарық».

 

Фанатизм — первый признак экстремизма

— Обращались ли в вашу организацию непосредственно сами пострадавшие от тоталитарных сект?

— Редко, но бывают и такие звонки. К примеру, к нам обратился мужчина средних лет, оказавшийся в одной из псевдохристианских групп. По его словам, подпав под влияние этой организации, он сначала чувствовал себя комфортно, ему все нравилось. Но со временем он стал понимать, что оказался в зависимости. Ему не позволяли общаться с родственниками, прежними друзьями, ограничивали передвижения. В конце концов он осознал, что его воля подавляется. Самостоятельно покинуть группу ему не представлялось возможным, нужна была поддержка со стороны. Психологи «Жарықа» приложили немало усилий, чтобы помочь мужчине. В итоге он ушел из секты, — рассказывает Айгуль Дюсенова.

Религиовед ИКЦ «Жарық» Асланбек Тыныштыков вспоминает другой случай. Студентка колледжа, надев хиджаб, отказалась учиться, стала надолго пропадать из поля зрения родителей. Встревоженная мама позвонила в центр, уговорила дочку прийти на консультацию. Первым делом Асланбек спросил девушку: «Нужно ли верить так фанатично, чтобы перестать думать о будущем? Как ты собираешься работать, зарабатывать на жизнь, не получив образования?». Многочасовые беседы с актюбинкой, ее родителями привели к благополучному исходу, студентка продолжила учебу, стала изучать основы традиционного ислама.

Есть и такие случаи, когда родители звонят по телефону доверия втайне от детей, пытаясь наставить их на путь истины.

— Парень, оказавшийся втянутым в экстремистскую организацию, наотрез отказался не то что говорить с нами — сесть за один стол. Это противоречило его вере. Но мы не отступились от попыток помочь этой семье. Пока только со стороны присматриваемся к человеку, ищем пути контакта с ним, — говорит Асланбек.

 

Религиозный

маркетинг

— Каким образом происходит вербовка? На самом ли деле человека, вовлеченного в деструктивные религиозные группы, можно назвать слабохарактерным? — эти вопросы мы адресуем психологу центра «Жарық» Виктору Моисеенкову.

— Это один из мифов, сложившийся в общественном сознании. Свои лекции я обычно начинаю именно с этого вопроса. Чаще всего люди подпадают под влияние таких групп, оказываясь в сложных жизненных ситуациях. Проблемы в семье, на работе, финансовые. Если у человека при этом нет внутрисемейной поддержки, что, к сожалению, встречается у нас довольно часто, то он оказывается в изоляции. Бывает ведь так — даже поговорить не с кем. И тут на его пути оказывается незнакомец с приятной улыбкой и брошюркой в руках. Имейте в виду: вербовщики — не рядовые члены секты. Как правило, это люди со стажем, владеющие определенными навыками, прошедшие подготовку. В одной из неопятидесятнических сект харизматического толка применялся принцип «Г-12». По сути — сетевой маркетинг. Набирается группа из 12 человек, по количеству апостолов Иисуса Христа, лидер группы обучает их, готовит к тому, чтобы затем каждый из двенадцати привлек в организацию и обучил еще 12 человек. Вот и считайте рост секты в геометрической прогрессии.

Приверженцев традиционной религии, отмечает психолог, никто никогда не заставляет становиться миссионером, проповедовать учение, распространять листовки, привлекать новых членов. Тем и отличается тоталитарная секта, использующая обман при вербовке, практикующая различные методы контроля своих членов вплоть до манипулирования сознанием.

 

«Божественный»

гормон счастья

— Что удерживает новичков в секте? Почему бывает так сложно вырваться оттуда или вытащить родственников?

— Насильственно, конечно, людей никто не удерживает. Единственная организация в стране, где человека буквально приковывали цепями, это признанное экстремистским общественное объединение «Сенім. Білім. Өмір». Его деятельность запрещена на территории республики, — отвечает Виктор. — В других организациях вы не увидите принудительного удержания, здесь действует совершенно другой фактор — психологическая зависимость. Сегодня многие психологи и психиатры пришли к выводу, что культовая зависимость сродни любой другой зависимости: наркотической, игровой.

«Богослужения» во многих псевдорелигиозных организациях направлены на то, чтобы ввести участников действа в трансовое состояние. Обстановка, маятникообразное хождение проповедника из стороны в сторону, его голос, от шепота переходящий в крик, музыка, пение хора — все это настолько обволакивает чувства человека, что он впадает в эйфорию, транс. Плюс групповое психологическое индуцирование. Человек быстро привыкает к такому состоянию. Лишившись порции эйфории, он испытывает дискомфорт, подобный ломке наркозависимого.

 

«Бомбардировка

любовью»

Учения в разных сектах разные. Но цель одна — стремление нажиться за счет доверчивых жертв. Понятие десятины есть во многих тоталитарных сектах. Человек сначала отдает десятую часть дохода, затем добровольно передает общине все свое состояние.

— Какую еще опасность таят деструктивные культы?

— Чаще всего секты разрушают семью. В отличие от традиционных религий, в таких группах дают четкую установку: ты не можешь жить в семье, если в ней нет твоих единоверцев. Идеология такова: весь мир погряз во зле, твоя семья — часть этого сатанинского мира. Пройдет время, и твоя неверующая семья восстанет против тебя. На самом деле так и происходит, семья начинает противиться переменам, происходящим с родственником. И он, убедившись в правоте наставников, еще глубже погружается в новое для него течение.

— Так что делать, если в секте оказался близкий тебе человек?

— Главное — не давить на него, — говорит собеседник.

И рассказывает случай из практики. В центр «Жарық» обратилась мама студентки одного из местных вузов. Проблема была в том, что девушка стала последовательницей нетрадиционного ислама. Агрессивно настроенная женщина не прислушалась к советам психологов. Она увезла дочь домой в соседнюю область, контролировала ее каждый шаг, каждый телефонный звонок. В итоге дочь, попавшая из огня да в полымя, сбежала от родителей.

— Такое давление, травля — первый шаг к потере родного человека, — предостерегает Виктор Моисеенков. — Задумайтесь: что дает человеку деструктивный культ? Приятие, атмосферу любви. Новичок окружен особым вниманием, словно все только его и ждали. У мунитов это так и называется «бомбардировка любовью». Что нужно предпринять в противовес? Создать подобную атмосферу любви и понимания в семье. Еще один важный момент: не вступать в прямую конфронтацию с религиозными убеждениями человека. Не критиковать. Этим вы оскорбляете его чувства. Вместо этого вызовите родственника на разговор, спросите, о чем говорят в этой группе, как это перекликается с общечеловеческими ценностями, с традиционными религиями. Надо дать человеку возможность задуматься, посмотреть со стороны на свои убеждения. И как знать, может быть, он откажется от навязанного ему культа.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"