08.02.2023

Актюбинский Вестник

Главные новости Актобе

С конца XIX и до начала XX века царские власти активно проводили политику переселения жителей из центральных губерний на окраины Российской империи. Как происходила колонизация степного края и каким образом она отражалась на жизни его коренных жителей? Об этом мы можем узнать на примере Темирского уезда.

Положение в крае

В Казахстане того времени, как и в других регионах огромной Российской империи, в социальном и экономическом развитии наметились серьезные изменения. Строительство железных дорог ускорило вовлечение степного края в общую систему хозяйственных отношений и позволило использовать сырьевые ресурсы колониальной окраины в интересах метрополии.
В 1868 году казахские земли полностью вошли в состав Российской империи. В том же году впервые они были поделены на области, получившие такие названия, как Уральская, Акмолинская, Тургайская и Семипалатинская. В состав Уральской области вошли Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Жем) уезды. В 1881 году вместо Эмбенского (Жем) и Калмыковского уездов образовались Темирский и Илбинский. В их состав входило 17 волостей: Казыбекская, Карагандинская, Киыл-Уильская, Кумды-Уильская, Калмакырганская, Эмбенская (Жем), Темир-Оркашская, Жетиколинская, Жидел-Сагизская, Оймаут-Желтауская, Донгызтау-Акколкынская, Кошкаратайская, Сам-Матайская и Улысамская.
В 1870 году в Темирском уезде проживало 47,9 тысячи человек. В 1881-1891 годах из центральных губерний России в казахские степи было переселено 2 299 семей. Из них 703 семьи осели в Темирском уезде и 137 – на участках Уила.
В результате уже в 1897 году численность населения достигла 95 тысяч. В уезде проживало 51 дворянин, 10 представителей​ религиозных конфессий, 14 купцов, 239 мещан, 608 рабочих и крестьян, 72 военных казака и другие. В соответствии с переписью населения того же года в городе Темире проживало 40 дворян, 10 представителей духовенства, 14 купцов, 177 мещан, 162 простых труженика, 53 казака. При этом казахи составляли 90,5 процента всего населения.
В период 1906-1910 годов из Уральской области в глубь казахской степи было переселено 47 018 человек. Из них 8 336 были отправлены в Темирский уезд.
В то время Темирский уезд населяли представители Младшего жуза родовых объединений Алимулы – каракесек, кете, шекты, Байулы – маскар, таз, шеркеш, алаша, ысык и Жетыру – племя Кердери. Верховья реки Уил населяли роды племени шекты. Они компактно проживали и в бассейнах рек Темир, Эмба, а также в горах Мугоджары. Роды племени каракесек проживали южнее мест обитания шекти, в бассейне рек Ашикол и Жидели. В верховьях Сагиза проживал род кете. Роды алаша и шеркеш кочевали на правобережье реки Уил. В 1903 году администрация царской России, создав участки с административными центрами, окончательно закрепила места проживания населения Темирского уезда. В промежутке между 1906-1910 годами появилось 70 новых мест проживания людей. В 1908-м – три участка, в 1907-м – 13, в 1908-м – 10, в 1909-м – 33 участка. В том же 1909 году в Темирский уезд прибыли переселенцы из Уральской области. Число участков выросло еще на 13.

Контакты и конфликты

Массовое переселение жителей центральных регионов на степные просторы кочевников лишило казахов права на владение исконно своими землями, оставленными им предками. Глава управления комитета по переселению населения по Уральской и Тургайской областям Глинка, выступая перед депутатами Российской Государственной Думы, на вопрос о притеснении царскими властями местного населения заявил:
— Во-первых, заявления киргизов о праве собственности на те земли, где они живут, не имеют под собой основания, потому что земля принадлежит государству. Они передаются на временное пользование. Чтобы переселить 25 крестьянских семей, достаточно земель, занимаемых одной зимовкой киргизов. В связи с этим я не согласен с заявлениями некоторых лиц, утверждающих о разграблении киргизских земель.
То, как казахи лишались пастбищных угодий на своих землях, описал в своих заметках в газете «Қазақ» К. Жубанов. В 1909-1910 гг. в Темирской и Оркашской волостях, в местах проживания восьми аулов казахов, царскими властями было принято решение поделить их земли на два участка и заселить переселенцами из центральных губерний России. При делении земельных угодий между казахами и переселенцами озеро Караколь отошло казахам, но переселенцы – русские и украинцы – стали строить вокруг него дома и обустраивать хозяйства. Мало того, они стали перевозить к ним сено казахов, заготовленное и заскирдованное ими на зиму по берегам этого озера. Казахи были в недоумении от таких наглых действий новых пришельцев, но у них не было сил противостоять беззаконию, творимому этими людьми. Переселенцы же, подав заявление властям, присвоили богатое урочище озера Караколь, прибавив к нему еще близлежащие земли в размере 877 десятин. Прибывшая вслед за этими действиями переселенцев комиссия властей пообещала казахам выделить вместо одной четыре десятины земли в других местах и разрешила конфликт. Но впоследствии обещанные земли они так и не получили.
Как вытесняли казахов из насиженных мест и отдавали их земли переселенцам, прибывшим из России в Темирский уезд, и о бесчинствах царских властей, творимых по отношению к местному населению, описано и в книге депутата Государственной Думы Т. Седельникова «Борьба за землю в киргизской степи», напечатанной в Санкт-Петербурге в 1907 году.
Под предлогом расширения границ города была отобрана земля у проживавших вблизи 64 семей, а их самих отправили в волость Ойсылқара, выдав документы на владение и проживание в местечке Шиели. В 1893 году, после долгих споров, прибывший на постоянное место жительства аул султанов обнаружил, что часть принадлежащих им земель в размере 500 десятин передана на временное пользование переселенцам-молоканам (последователи одного из течений духовного христианства. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов императора Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу).
Но после подписания договора на право временного пользования землей молоканы перекрыли пути следования кочевий казахов на джайлау в западном направлении от Шиели. Казахам ничего не оставалось, как перекочевать на склоны Мугоджарских гор, принадлежащих государству.
Беспрерывная колонизация степного края, начатая в середине XVIII века, закончилась в конце XIX века. Медленно, шаг за шагом, под разными предлогами и хитрыми уловками царских властей казахи лишились миллионов десятин самых качественных плодородных земель. В свое время В.И. Ленин в очерке «Причина и повод переселения людей из центральной России на окраины империи» писал, что переселение шло с единственной целью: противопоставить русских переселенцев и казахов и постепенно вытеснить местное население с собственных земель.

Темир – центр уезда

Центр уезда город Темира разрастался с каждым годом, появлялись новые общественно значимые здания. В 1870 году в Темире была построена православная церковь, а в 1905-м для мусульман уезда – мечеть. Оба этих сооружения по своим архитектурным особенностям тех лет уникальны. Открылись русско-казахская школа, библиотека, начала работать почта.
По архивным документам, в 1908 году в Темирском уезде из 13 392 хозяйств 10 434 (77,91%) занимались посевом зерновых и огородничеством, они владели 39 336 десятинами земли. Этот показатель можно считать пиком расцвета земледелия в Темирском уезде.
В уезде, находившемся на пересечении древних караванных путей, стала стремительно расти торговля. Два раза в год, вплоть до начала первой мировой войны, в Темире проходили ярмарки.


Едильхан САРМУКАШЕВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"