Эта фраза из Бориса Пастернака очень точно характеризует актрису театра имени Т. Ахтанова Ольгу Павлову. Десятки образов, созданных ею, несколько кассовых спектаклей и подготовка кадров для русской труппы в театре-лаборатории «Лестница» — далеко не полный перечень заслуг актрисы, хорошо знакомой актюбинскому зрителю. В 60-й сезон труппы покажем нашу гостью в ракурсе, который из зрительного зала вряд ли ухватишь.
Свобода быть собой
На бенефис по случаю личного юбилея Ольги Павловой пришло много ее учеников и поклонников творчества: актюбинские театралы, коллеги из обеих трупп, сотрудники управления культуры, архивов и документации, молодежь из «Лестницы», дети из студии «Ступени», что при Ахтановском, девушки агентства «Briliant».
— «Ступени» — замечательная идея прежнего директора драмтеатра Олжаса Ибраева. В «Briliant» я реализую специальную методику развития актерского мастерства, разработанную для моделей. В ее основе – красота. А красота – это свобода быть собой, — говорит Ольга Павлова.
Корни
— Выросла я в Семипалатинске, — рассказывает о себе актриса. — Мама Ирина Сергеевна Мирандола — выпускница филфака и основательница Семипалатинского народного театра, поэтому росла я в творческой среде. Мамин отец — итальянец, по роду занятий — хозяйственник, снабженец, примитивно выражаясь. Его предки появились в Российской империи со времен Екатерины ІІ. Моя бабушка со стороны мамы Любовь Владимировна — еврейка, выросшая в русской семье. Бабушкины родители погибли, кроху сдали в приют, а так как красоты девочка была необыкновенной, из приюта ее забрали быстро. Бабушка получила достойное воспитание, а выйдя замуж за обеспеченного мужчину, жила в достатке. Пока деда не увезли в черном воронке. От прежней жизни осталась только библиотека. Думаю, энкэвэдэшникам лень было тащить книги, и мне повезло вырасти на отборной классической литературе. Воспитание я получила в большей степени от бабушки, и научила она буквально всему: шитью, вязанию, даже французскому языку (который в силу отсутствия практики помню едва). Любовь к классической музыке тоже из семьи. Бытовые навыки, усвоенные в детстве, спасали в непростые девяностые. Скажем, дочку я обшивала от и до. Апофеозом портняжьих навыков стали сборы Симы в первый класс: на линейке доча выглядела, как от кутюр. Смешно вспоминать, из чего все было пошито, но я с гордостью вспоминаю тот образ.
Видимо, любовь к чтению привела Ольгу в Семипалатинский библиотечный техникум, а когда девушка его окончила и приняла решение стать актрисой, поддержать или отговорить было некому: Любовь Владимировна и Ирина Сергеевна уже умерли.
— В Алма-Атинский государственный театрально-художественный институт (сейчас КазНАИ имени Жургенова) я поступила в 17 лет и попала в мастерскую заслуженного деятеля искусств Казахской ССР и главного режиссера корейского театра Александра Пашкова. По окончании распределилась в Ташкентский ТЮЗ, потом перешла в Алма-Атинский театр драмы имени Лермонтова.
Как попала в Актюбинск? В непростые 1990-е, когда всем было не до театра, встретила на алматинской улице соседку по студенческому общежитию Татьяну Лукомскую, на тот момент режиссера Актюбинского драмтеатра, и она настоятельно позвала к себе, заверив, что у меня будет и работа, и средства для жизни. Актюбинский театр, его уровень, репертуар я знала. Откуда? От Андрея Сухоногина, которого в 1987 году отсюда в Алма-Ату привез главный режиссер Лермонтовского Рубен Андриасян. Имя Рубена Сареновича для меня святое, и не только потому, что он сколотил костяк труппы, но и потому, что поставил «Хануму», лучше которой я ничего в жизни не видела – с Лией Нэльской в главной роли, когда мне было лет 10-11.
Что такое театр?
— Это транслирование души, — считает собеседница. — Актер задает зрителю направление восприятия драматического материала. Театр – абсолютная информационная структура для поддержки духа того, кто сидит в зрительном зале: глядя на актерскую игру, зритель понимает, что не одинок в мироощущении. Отсюда и тяготение профессионалов к театру классическому. Мой маяк – Станиславский. Он в свое время был авангардистом, но о его школе нужно сказать так: правда всегда на стороне профессионалов. Хороший актер транслирует духовные знания через открытое сердце, система Станиславского и последователя его школы Михаила Чехова – это перевод состояния души на сценический язык посредством психофизических техник. Настоящий актер всегда имеет потребность зажечь свечу, порой спасти человека от социума, готового низвести его до нуля. Мы друг друга находим по вибрациям. Искусство – это часть Бога на Земле. Никто не знает, как надо, но идти нужно за чувством. Мы не желаем боли, значит, должны поступать так, чтобы было хорошо. Как солнце: оно взошло, и всем тепло. Театр дает человеку ориентиры. Скажем, если мы транслируем со сцены серьезные переживания, это уже урок зрителю: не поступай так, иначе будет больно. А если честно, на планете нет существа, не пережившего боль. Больно? Принимай! И урок усваивается.
Детище
Вопреки ярким образам и хорошим спектаклям, созданным на сцене Ахтановского, Ольгу Павлову в нашем городе знают скорее как руководителя театра-лаборатории «Лестница», через которую прошло достаточное количество актюбинской молодежи. Подобное творческое формирование есть не в каждом городе, а уж для девушек и парней провинции «Лестница» — либо глоток воздуха в кругу единомышленников, либо шанс попасть на сцену. Все зависит от цели.
— В 2009 году я ее открыла, — вспоминает актриса. – Серьезную поддержку оказала Наталья Глебовна Бандровская, безвозмездно предоставив помещение в здании кинотеатра «Локомотив». Та же неоценимая поддержка была от тогдашнего руководителя управления культуры Назиры Сарсембаевны Табельдиновой и руководителя отдела Розы Хусаиновны Тасировой. А еще здорово помогла директор театра «Алақай» Асия Тажбековна Курманалина, предоставившая сцену для нашего спектакля «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Именно благодаря этому спектаклю театр-лаборатория заявил о себе в Казахстане, взяв в 2010 году Гран-при театрального фестиваля в Алматы.
— А со средствами для поездки труппы помогла Назира Сарсембаевна, — продолжила Ольга Анатольевна. — Не будь того успеха, вряд ли молодежь была бы столь воодушевлена. Многие из тогдашних начинающих актеров – часть русской труппы театра имени Ахтанова (Руфина Ибрагимова-Кылосова, Максим Винс, Дмитрий Ткаченко и Дмитрий Тюнин, Серафима Костыр, Ольга Калашникова), с которыми служу на одной сцене. Участники театра-лаборатории также работают в Астане, Алматы, Орске, и это состоявшиеся актеры. Те же, кто посещал театр-лабораторию, но работает в другой сфере, по-прежнему дружны между собой и отличаются креативным взглядом на жизнь.
Мы учимся друг у друга
— В 2002 году зашел в областной театр молодой человек и заявил, что согласен на главную роль! — улыбается собеседница. – Я как раз ставила «Забыть Герострата». Это был восемнадцатилетний Эмир Байгазин, и он так очаровал меня непосредственностью, что пришлось придумать роль в новой постановке. В начале второго акта он выходил на сцену и произносил: «Я поджег городской театр!». Пятисекундная роль, но Эмир исполнял ее так неповторимо, что, когда он покинул наш театр, эпизод из спектакля я убрала.
Чему я обучала Эмира? Методу Станиславского, по которому работаю. Если в человеке есть талант, он проявится, и случай с Эмиром – лишнее тому подтверждение. Я ищу русло выхода способностей молодых людей, в котором раскроется их душа. Повторюсь, друг друга мы находим по вибрациям. Например, пришел в «Лестницу» фокусник Дима Тюнин. Я спросила: «Чего ты хочешь от театра?» Он ответил: «Чтобы люди улыбались». То есть если ты можешь направить человека, то состоишься как педагог.
В подтверждение Ольга Анатольевна привела опыт с Аружан Сатеновой, сегодня обучающейся в КазНАИ имени Жургенова.
— Родители прочили ей медицинское образование, не принимали выбор дочки. Но Аружан проявила стойкость, сейчас она студентка третьего курса. На летних каникулах мы создали с ее участием иммерсивный спектакль «Нарцисс». Сегодня счастливы и Аружан, и родители.
Секрет успеха порой и в том, что любая встреча неслучайна: мы учимся друг у друга. Я учу профессии молодежь, приходящую в «Лестницу», а они меня гораздо большему. Много чему.
Беседовала
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Олеси МАРЧУК