Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ценность философии Абая в ее актуальности

В стране стартуют торжества, посвященные 180-летию Абая Кунанбая, которого Ахмет Байтурсынов назвал главным поэтом казахов. С 1 по 10 августа на международном, республиканском и региональном уровнях запланировано множество мероприятий. Большая их часть пройдет в Абайской области, Семее и государственном историко-культурном и литературно-мемориальном музее-заповеднике Абая Жидебай-Борили, где соберутся делегации из зарубежья и всех регионов Казахстана.

«Трудности приходят и уходят, а поэзия и творчество Абая вечны. По моему поручению Правительство определило 10 авгус­та Днем Абая и включило его в список праздников. Мероприятия, посвященные наследию великого поэта, будут проводиться ежегодно. Дело не в юбилейных праздниках, а в том, чтобы глубже познать идеи и мысли выдающегося философа и поэта».
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт ТОКАЕВ

В преддверии юбилея поэта мы взяли интервью у участника делегации от нашей области, доктора философских наук, профессора Алтая Тайжанова.
— Насколько в вашем детстве была популярна личность Абая, его творчество? Был ли он так же известен, как сейчас? Что лично для вас делает его близким?
— Сколько помню себя, весь казахский народ знал и почитал Абая как великого человека, достойного самого высокого пьедестала. Уже при жизни он стал известен в своем крае и далеко за его пределами. Это произошло не потому, что он был сыном старшего султана Кунанбая. Его уважали как духовную личность, способную говорить на языке сердца. Абая недостаточно воспринимать лишь как поэта. Он — мыслитель, открыто высказывавший мнение по вопросам судьбы нации, общественной жизни, морали.
Продвигать идеи Абая первыми начали лидеры движения «Алаш». В начале XX века в России выходил журнал Русского географического общества. В 1905 году Алихан Бокейхан отправил в редакцию статью о смерти Абая, которая была напечатана лишь в 1907-м. Позднее и другие алашевцы обратились к наследию Абая. В газете «Қазақ» вышла публикация Ахмета Байтурсынова «Қазақтың бас ақыны». Жусупбек Аймаутов, Мухтар Ауэзов, Султанмахмут Торайгыров и другие писали о творчестве Абая.
Забота философа о своем народе, его стремление увидеть казахов в числе передовых наций мира совпадали с устремлениями лидеров «Алаша». Поэтому они говорили: «Каждый казах должен знать и понимать Абая» (Ахмет Байтурсынов).
Во времена СССР идеология подчинялась классовому подходу. Тогда находились и противники Абая, сомневавшиеся в его значении, и даже те, кто пытался объявить его врагом из-за связей с лидерами «Алаша». Но уже до начала Великой Отечественной Абая Кунанбая признали народным поэтом, который заслуженно занял достойное место в истории казахской литературы. Его последователь Мухтар Ауэзов заложил основы абаеведения. За роман «Путь Абая» он получил в 1949 году Государственную премию СССР, а в 1959 году за его четырехтомную версию — Ленинскую премию.
Свою докторскую диссертацию я защитил на тему философского наследия Ауэзова. Конечно, кто близок к Абаю, не может не быть близким к Ауэзову.
Я начал изучать философию Абая студентом. Он связывал будущее народа с наукой, искусством, образованием и честным трудом. Абай писал: «Три вещи унижают человечество: невежество, лень и жестокость. Все они рождаются от отсутствия образования и нравственности». Он — один из тех великих, кто объединяет духовное сознание. Абай — наш духовный паспорт, именно к нему мы обращаемся, стремясь к очищению и обновлению.
— Если говорить о философии Абая, в чем ее корни?
— Один из источников философии Абая — казахский фольклор. Сюда входят пословицы, эпосы, слова биев, поэзия жырау. Кроме того, он происходил из рода, где поколения обладали властью и имели дар слова. Все это сформировало его. Также стоит учесть влияние среды: в то время Семей был одним из самых передовых в Казахстане, открытым для новых идей. Общение с представителями других наций, мыслителями того времени способствовало его развитию.
— Чем актуально наследие Абая для современного поколения?
— Абай — классик, а классические произведения не устаревают. Каждое поколение находит у него ответы на свои вопросы. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан XXI века» писал: «В стихах и прозе Абая отразились дух, быт, мировоззрение, язык, вера, культура, душа и характер нации, что превратило его мир в уникальное явление». Каждый, кто размышляет о судьбе нации, обязательно обращается к Абаю. Через его наследие человек находит собеседника и ответы на волнующие его вопросы.
Наследие Абая — и в прошлом, и сейчас, и в будущем — останется путеводной звездой для всех
поколений.
— В эпоху Абая главной задачей было сохранить народ как единое целое, войти в число цивилизованных наций. Сегодня мы говорим об укреплении государственности и вхождении в число лидеров мира. Насколько актуальны заветы Абая в этом плане?
— Для функционирования государства необходимо вести идеологическую работу. Сегодня предлагается концепция «Слышащее государство», а треугольник «Гражданин — нация – государство» определен как основа страны. Абай подчеркивал, что справедливость — основа согласия в обществе:
«Дружба другу — священный долг. А к врагу будь справедлив».
Он также писал: «Полюби Аллаха, полюби человека, полюби справедливость. Эти трое — цветок веры».
Абай выступал и за меритократию: человек должен оцениваться не по статусу или богатству, а по труду, морали и знаниям. Он призывал воспитывать молодежь в сплоченности и дружбе. Призывал народ к согласию.
Формирование честных граждан, открытый диалог между властью и народом — вот путь к уверенности в завтрашнем дне.
— В соцсетях часто появляются необоснованные суждения об Абае и его наследии. Каково ваше мнение?
— Да, соцсети дают свободу высказываний — это плюс. Но вот ответственности за сказанное часто не хватает — это минус. «Не ищи выгоды, а думай о чести», — учил Абай. К сожалению, некоторые в погоне за сенсациями и вниманием публикуют необоснованные высказывания.
Например, кто-то сравнил Абая с Ыбраем Алтынсариным и упрекнул, что он не открыл школу. Во-первых, Абай не был педагогом. Во-вторых, он был духовным наставником, имел учеников. Его школу продолжил Шакарим, передавший духовное наследие дальше. Абай стоит у истоков казахской письменной литературы. Все поэты начала XX века — поэты после Абая. Поэтому такие нелепые заявления вызывают сожаление. Но, я уверен, народ способен отличить истину ото лжи.

Индира ЖАЙМАГАМБЕТОВА

Колонка "Взгляд"