Затопление домов и порча имущества, кражи, бездорожье, отсутствие автобусов по семь месяцев в году, подсоединение к газовому отоплению за большие деньги…
Как люди, живущие на дачах, решают коммунальные и другие жизненно важные для них проблемы, узнавала журналист «АВ».
Переезжать некуда
У Шынар Акбалиевой когда-то была квартира в городе. В 2013 году из-за долгов женщина осталась без крыши над головой и с семилетним ребенком на руках. Расплатившись, на оставшиеся 800 тысяч тенге она смогла купить лишь дачный участок в садоводческом коллективе «Каргалинка».
– Где еще в Актобе можно купить землю подешевле и построиться? Только на дачах, – говорит председатель СК «Каргалинка» Шынар Акбалиева. – Когда мы покупали участок, не знали, что тут затапливаемая территория.
В 2014 году она построила дом, а с 2017-го его регулярно подтапливает весной. Меняются только полоски на стене: то вода доходит до окон, то чуть выше плинтуса. На улице стоят три сломанные стиральные машинки – это количество паводков, когда жилье заполнялось водой и техника выходила из строя.
Сейчас у Шынар двое несовершеннолетних детей – 7 и 17 лет.
– Как мать-одиночка стою в очереди на квартиру с 2012 года, – продолжает собеседница. – Из-за частых затоплений по стенам и полу домика пошли трещины. Внутренняя стена рухнула, погреб размыло. Мы пережили потопы в 2017, 2019, 2021 и 2023 годах. Каждый раз разбираем и сжигаем испорченную мебель, но переселяться некуда. Арендовать квартиру не по силам. Всего в нашем коллективе восемь таких домов.
Как объясняет Шынар Акбалиева, после очередного потопа они получили от государства земельные участки в СК «Автомобилист», расположенные в массиве «Акжар». Теперь семьи просят материалы для строительства жилья площадью 10 на 12 квадратных метров, чтобы вместе с соседями и родными построить до холодов дома.
В соседнем доме четверо детей в возрасте от 2 до 15 лет. Глава семьи Марат Аманов с женой 15 лет назад переехал в Актобе из Хромтауского района. Потоп был около трех месяцев назад, но в доме до сих пор стоит запах сырости. Под линолеумом влажно. Туалет и душ размыло, они провалились.
– Мы много лет арендовали жилье в городе, – делится мужчина. – Как собрали деньги, приобрели газифицированный дом с участком за пять миллионов тенге. Переселяться нам некуда.
У других соседей – семьи Абуовых – на днях родила сноха. Теперь в доме, который топит по весне, живет семья из четырех взрослых и двух детей.
Бесконтрольное строительство
По данным городского управления по ЧС, в паводковый период в зоне подтопления оказываются дачные участки, расположенные вдоль рек Каргала, Илек, Песчанка, Жаман Каргала, Сазда.
В текущем году из-за повышения уровня реки Каргала подтопило 32 дачных участка: СК «Каргалинка» (уч. 7, 11, 14, 20, 28, 32, 40, 65, 78, 81, 81а), «Нефтяник-4» (уч. 30, 54, 82), СК «Солнышко-10», «Поиск-2», «Гидрогеолог», «Строитель-4», «Строитель-7», «Рассвет Лесхоз», «Горпрокуратура», «Гаухар», «Электрик-1».
В управлении причиной затопления называют бесконтрольную постройку домов в паводкоопасных зонах. Проектировщики, заказчики и подрядчики не соблюдают требований строительных норм и законодательства РК в сфере проектирования. Часто начинают работу без проектной документации и согласований.
Как объясняют сами жители подтапливаемых дач, продать эту недвижимость уже невозможно. Ее можно использовать лишь для летнего проживания.
Канал между садами и огородами
Еще одна проблема – сообщение с городом во время паводка. В 2017 году большая вода приходила в СК «Авиатор-5», «Зеленый-4» и «Аксут» в районе ГМЗ. Чтобы обезопасить жителей, между трассой и дачами прорыли искусственный канал, соединив реки Илек и Саздинка.
– В результате нас перестало топить, – благодарит житель СК «Медик-1» Сагинтай Кабылов. – После содействия отдела ЖКХ возвели через канал маленький альтернативный мост с водопропускными кольцами. В апреле его разбирают примерно на полтора месяца, чтобы прошел поток воды.
Вот тогда и начинаются проблемы. Попасть в город можно только через 41-й разъезд или на лодке через искусственный канал. Просим возвести постоянный мост для легковушек, потому что детям весной сложно ходить в школу, а нам – добираться на работу. Жить больше негде.
Как прокомментировали в горотделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог, они в курсе этой ситуации. Но пока на данном участке не запланировано устройство постоянного моста.
428 СК имеется на территории города.
326 СК пользуются земельными участками.
В 43 СК акимат работает над изменением целевого назначения земель на ИЖС.
Источник: управление по ЧС города
В школу сквозь бураны и по грязи
Непростые испытания переживают школьники. Одно из них – ежедневная дорога в школу. Например, к СШ № 71 с одной стороны ведет полуразрушенная лестница, из которой торчат короткие железные штыри вместо перил, с другой – крутой обрыв. Дети поднимаются, держась за лежащие тут баллоны от автомашин.
– В нашей школе полторы тысячи учеников, в основном они живут на дачных участках, – рассказывает заместитель директора СШ № 71 Ермухан Сарманов. – Школа переполнена, ведь она рассчитана на 600 человек. В дожди и бураны детям трудно выбираться на трассу из садов, чтобы прийти в школу. Мы уже обращались в акимат, просим сделать хорошую лестницу.
Жители СК обратились также к депутатам городского маслихата и к лидеру общественного движения «Бiрлiк».
– Депутаты помогли, нашли спонсоров и лестничные марши, теперь ищем тех, кто их установит, – пояснил председатель СК «АЗФ-2» и «Бiрлiк» Вазих Ахтаев. – Надеемся, до сентября вопрос решится.
Есть проблема и со школьным автобусом, который едет от Келешека. Он курсирует не по маршруту садового автобуса № 30, а останавливается у продмага «Айшок».
– Дети идут пешком до магазина, а это — от крайних участков нашего коллектива — около двух километров, – говорит председатель СК «Майский» и «Тополек» Татьяна Яценко. – Почему бы не запустить школьный автобус внутри садов по маршруту автобуса № 30? Ведь из ста участков «Майского» на сорока постоянно живут люди, у всех в коллективе имеется статус ИЖС. Мы практически находимся в черте города. При этом есть садоводческие коллективы, расположенные еще дальше от «Айшока». И там тоже живут семьи с детьми.
Завсектором горотдела образования Гульзия Алдиярова объяснила, что школа № 8 с 2021 года организовала подвоз 137 детей. Их забирают от магазина «Айшок», на остановках «Келешек», «Саяжай», «Акбулак», «Заречный», «Юрта», «Актюбрентген-16», «Актюбрентген-14»:
– К новому учебному году постараемся пересмотреть маршрут, чтобы детям было удобнее.
Электроснабжение – самая больная тема
У садоводов без электричества нет ни воды, ни отопления, ни полива. А сети и трансформаторы тут стоят еще с советских времен. Оборудованию по 50 лет, оно часто ломается. Трансформаторы удалось передать на баланс горэлектросети лишь единичным коллективам. Так что при любой поломке дачники собирают деньги на вызов бригады и ремонт из своего кармана.
– Самый больной вопрос – электроэнергия, – констатирует Татьяна Яценко. – Добились, чтобы весь коллектив вынес счетчики на улицу, и мы сами, бесплатно, снимаем с них показания, содержим в порядке электролинии. Просим энергетиков назначить инспекторов, чтобы они выполняли свою работу — не надо ее взваливать на садоводов.
Из-за перебоев со светом постоянно проживающим на дачах приходится закупать генераторы на бензине, чтобы не зависеть от старых сетей. Материально обеспеченные закупают солнечные электростанции и полностью отказываются от услуг горэлектросети.
При наличии такого количества проблем дачи еще долго не будут приспособлены для круглогодичного проживания, хотя многие коллективы расположены гораздо ближе к центру города, чем новые жилые массивы.
Татьяна ТОКАРЬ
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА