Родители желали для дочери женской профессии – учителя, швеи, повара, но твердость характера определила Марину Бельскую на долгие 30 лет в отрасль железнодорожного машиностроения.
А по-другому в жизни случиться не могло. Их семья проживала в районе железнодорожного вокзала, на Москве. Рядом депо, в котором династию железнодорожников заложил дед, слесарь подвижного состава. Отец работал машинистом тепловоза, мама – в насосном отделении локомотиворемонтного депо, откуда на пенсию вышла. Так что дорога в будущее была определена.
– Под гул мимо проходящих поездов шли в школу, бегали по рельсам, нас не пугали огромные составы, – рассказывает Марина Бельская. – Рядом дома железнодорожников, школа специализированная, техникум, оттого в выборе профессии не сомневалась. Учились во время надвигающихся в стране перемен, в конце 1990-х. Однако положенную стипендию в 30 рублей получали.
Героиня нашей публикации окончила отделение тепловозного хозяйства. В группе было всего три девушки и 27 парней. Уверенность в том, что работу найдет, придавала специальность техника-механика, в которой так остро нуждалась железнодорожная отрасль. Еще будучи на практике в ремонтном депо, Марина знала, где именно будет трудиться.
– Перед защитой диплома нас, девушек, направили в лабораторию. Приходилось лазать по тепловозам, проводить отбор воды на анализы, ГСМ, электролитов и много чего другого. Огромную машину, которую ставили на ремонт, рассматривали и изучали со всех сторон. Надевали спецовки, перчатки, но руки все равно были черные. Однако мы были юными и для нас все было неважно, ведь впереди, как мы думали, ждет большое светлое будущее. Еще переполняло чувство гордости, ведь скоро мы должны были пополнить ряды железнодорожников, – вспоминает Марина Владимировна.
Свой трудовой путь она начала техником по замерам. Забегая вперед, скажу, что в родном для ее семьи депо она отработала 35 лет. Первые тепловозы тогда еще были советского производства, серийные «Машки», «Луганки», «Ушки», «ВШки». Когда они прибывали на ремонт в депо, их вскрывали полностью. Задача техника по замерам заключалась в выявлении всех изъянов и дефектов оборудования. Оборудование было разного типа – поршневой группы, дизельной и т. д. Так что ей приходилось детально изучать локомотив – сверху, снизу (в смотровой яме), сбоку. Затем расчеты должны были быть зафиксированы в журнале. В то время все заполнялось вручную.
После обновления парка техников стали называть дефектоскопистами. Их труд стал легче и проще с появлением интернета и внедрением цифровизации. Но даже в век научно-технического прогресса человеческий фактор имеет значение. Руководство обратило внимание на грамотного, трудолюбивого, активного работника и предложило перейти в паспортисты.
На вопрос, что удержало в профессии, Марина Владимировна ответила – стабильность. Тот, кто жил и работал в нестабильное перестроечное время, поймет ее. Конечно, зарплата была небольшая, ее выдавали с задержкой, но по сравнению с другими отраслями в этой стратегической ситуация была намного лучше.
– Сейчас многое изменилось, причем в хорошую сторону. Радует и отношение к людям рабочих профессий. Одно тревожит: преемственность поколений. Кто заменит нас, когда мы уйдем на заслуженный отдых? Молодежь мне нравится: активная, мобильная, быстро все схватывает, амбициозная, креативная. К сожалению, мало кто из них задерживается в нашей профессии, ведь приходится работать в шумном цехе, есть другие специфические нюансы. Однако здесь, на производстве, можно научиться многому, узнать все тонкости, познать секреты мастерства под руководством опытных наставников. Здесь можно начать и построить карьеру, было бы желание, – убеждена Марина Бельская.
Нургуль АРИНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА