С 2023 года акимов районов и городов областного значения будет выбирать народ. Казалось бы, то, о чем так долго мечтали, сбылось: мы сможем самостоятельно управлять территорией проживания и распоряжаться бюджетом. Но на деле оказалось не все так просто и легко.
Напомним, в настоящее время членами республиканской экспертной группы разрабатывается законопроект «О местном самоуправлении». Президент РК поручил завершить его (в черновом варианте) до конца этого года. В составе экспертов и наш земляк, директор ОФ «Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства» («SMEDA») Абай Мырхин.
Более пяти лет он занимается вопросами местного самоуправления (МСУ). Сейчас совместно с облуправлением экономики и бюджетного планирования (УЭиБП) апробирует методики, призванные активизировать людей в процесс принятия решений. Сегодня эксперт делится точкой зрения на жизненно важный для каждого из нас и государства в целом вопрос.
– Мы живем в интересное время, – убежден Абай Мырхин. – Впервые за много лет проведен национальный референдум. В Конституцию внесены революционные изменения и поправки. Процесс децентрализации власти набирает обороты. С нового года начнутся прямые выборы акимов районов и городов областного значения.
Де-юре не значит де-факто
– Тема МСУ, о которой так много говорят и спорят, до сих пор представляет собой непаханое поле. Потому вопросов очень много, – констатирует спикер. – Самым главным из них является уровень профессионализма и компетенции акимов сельских округов и тех, кто войдет в состав кенесов.
Со временем для придания большей самостоятельности и независимости акимов сельских округов от рай- и облакиматов, а также от их бюджетов, казна округов будет пополняться напрямую из республиканского. То же с вертикальным подчинением: у акима района не будет права вмешиваться в сельский бюджет. Финансами станут распоряжаться специально делегированные люди.
Председательствовать в кенесе будет освобожденное лицо по типу секретаря маслихата. Он будет утверждать бюджет, государственные закупки, проводить ревизию, мониторинг целевого использования народных средств и отчитываться. Примерно такова модель МСУ в чистом виде.
По словам собеседника, за внешней привлекательностью кроются определенные риски. В кенесе могут оказаться дилетанты, не знающие базовых вещей, что чревато далеко идущими последствиями.
– И это не просто слова. Анализ, проведенный SMEDA, показал: в сфере госзакупок огромное количество разного рода факторов риска, которые тормозят эффективное развитие МСБ. В этой связи на первый план выходят вопрос обучения и создание центров компетенции для акимов сельских территорий, кенесов и населения. Многое в теоретическом плане делается Академией госуправления, но требуются практические навыки. Потому центры должны функционировать в каждом районе и постоянно, но так как мы, общественники, работаем лишь на средства грантов иностранных организаций, это проблематично.
По приглашению председателя Общественного совета области Таттыгуль Талаевой я провел презентацию, в ходе которой на реальных примерах показал все виды и проявления рисков, угроз в сфере госзакупок на разных уровнях акиматов. Убежден, такая работа над ошибками нужна, чтобы не наступать на одни и те же грабли, – говорит Абай Мырхин.
[box type=»shadow» Дефицит бухгалтеров
Город Хромтау и все 14 сельских округов района с 2020 года полностью перешли на IV уровень бюджета.
Сейчас доходная часть бюджетов сельских округов формируется за счет поступлений от налоговых и неналоговых платежей.
По информации райакимата, в них проживает 43,7 тысячи человек. Приоритетными округами с потенциалом развития являются Акжар, Дон, Коктау и Богетсай.
– Теоретически формирование самостоятельного бюджета должно было расширить возможность сельских акимов в решении актуальных вопросов местного значения и участия граждан в процессе принятия решений, направленных на развитие аула, – говорит замакима Хромтауского района Кайрат Куантайулы. – Предполагалось, что бюджетные средства будут расходоваться строго с учетом потребностей населения на строительство, благоустройство и прочее.
Но на практике действующие статьи доходов МСУ не позволяют покрыть всю потребность населения, тем более что оно не принимает активного участия в МСУ. К примеру, годовой бюджет Акжарского округа составляет 81,5 млн тенге, при этом его собственный доход не превышает 5 млн, или 6% от его общего бюджета.
С точки зрения эффективности МСУ, в связи с разницей расходной и доходной части бюджета, округа не могут взять на себя весь спектр задач и компетенций, необходимых для развития.
Также, учитывая низкую компетенцию практически всех работников округов, необходимо обучить их действующим нормам законодательства. Ситуация усугубляется тем, что в округах не хватает бухгалтеров.
Полагаю, в случае эффективной работы акимата с местным сообществом идея внедрения МСУ даст положительный эффект в развитии округов и миграции обратно ранее переехавших жителей.
Для этого мы совместно со специалистами облуправления экономики и бюджетного планирования скоординировали работу по апробации некоторых методик. Информацию о бюджете своего округа люди будут узнавать через соцсети и онлайн-платформы.][/box]
Портал открытого бюджета
Избежать ошибок помогает портал по мониторингу госзакупок, который разработала казахстанская компания «Datanomix» на базе «Qlik sense». Эта компания занимается открытыми бюджетами, а ее портал функционирует в режиме реального времени. На нем собрана вся информация о госзакупе – от объявления конкурса, наличия сертификата CT KZ у потенциальных участников, прозрачности их бизнес-стори до упоминания в реестре недобросовестных поставщиков товаров, работ, услуг (ТРУ).
– Аналитика доступна для НПО, которые занимаются мониторингом госзакупок. Мы можем одним кликом на сомнительной закупке отправить о ней информацию в Генеральную прокуратуру или департамент внутреннего госаудита. Прелесть портала в том, что после ввода в поисковик тега, к примеру, «Актюбинская область», он выдаст полную информацию на всех этапах конкурса, в том числе возможные риски.
Для того чтобы избежать их, я ознакомил руководителей УЭиБП по госзакупкам и финансам с выявленными нарушениями. Оказалось, одной из благоприятных для проявления рисков является сфера ЖКХ, в частности, покупка газовых котлов (разброс цен огромен), – отмечает собеседник.
Зачастую нарушения проявляются и в том, что ТРУ закупаются у предпринимателей, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков или не имеющих сертификата CT KZ.
Глава государства еще 16 марта этого года в своем Послании «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» призвал сократить закуп из одного источника, но порочная практика продолжается до сих пор.
– Школы и детсады сельских округов заключают договоры лишь с одним предпринимателем и закупают продукты питания – от хлеба до масла сливочного – в одном лоте. Это неверно. Некорректна сама формулировка «продукты питания». Это общее название ограничивает и нарушает права других субъектов МСБ, которые хотят поставлять хлеб.
То же с приобретением бытовой химии, канцелярских товаров и бумаги формата А4. Договоры на миллиарды заключаются с одним ТОО, стоимость бумаги разнится от 500 до 1 000 тенге. Много ума, понять, что к чему, не надо, все и так очевидно. В этом я еще раз убедился в ходе работы с тридцатью округами. К сожалению, конструктивного диалога пока не получается. Интерес к нашим инициативам проявил только замакима Хромтауского района Кайрат Куантайулы. Мы уже отработали с ним по всем округам и выполняем сейчас домашнее задание, – рассказывает Мырхин. – Между тем ничего сложного в нашей просьбе нет. Мы всего лишь попросили их опубликовывать протокол своих отчетов перед населением и информацию о закупках в Facebook, Instagram, WhatsApp и так далее.
Многие чиновники надеются на то, что их ошибки останутся не замеченными. Но разработанный портал по мониторингу государственных закупок показывает сразу все риски.
Об этом я говорил на мероприятии, организованном УЭиБП в селе Есет батыра Кокиулы Бескопинского округа Алгинского района, куда были приглашены замакимов и руководители отделов экономики райакиматов, – констатирует представитель третьего сектора.
Изменить мышление
– Хочется обратиться и к тем, ради кого затеяны все реформы. Людям пора поменять свое мышление и стать активными участниками перемен. К сожалению, они по инерции надеются на акима, обвиняют его во всех своих бедах и мечтают переехать в город.
В аулах много безработных, несмотря на реализацию госпрограмм. В Жамбылском округе Айтекебийского района есть все условия для развития МСБ, но они привозят хлеб из Актобе и туда же ездят стричься.
Что мешает им как жителям сел Журын Мугалжарского и Кос-Истек Каргалинского районов пройти обучение, выиграть грант, открыть свое дело, кормить земляков и оказывать разные услуги, при этом работать на себя?
Впрочем, благодаря интернету сегодня можно зарабатывать деньги, не выходя из дома. Нужно только желание и стремление.
За примерами далеко ходить не надо. Два парня из Нуринского района Карагандинской области договорились с акимами округов о демонстрации мультфильмов для детей. В их мини-кинотеатре было все по-настоящему: большой экран, хорошие качество и звук, соки, попкорн. За короткое время идея позволила им заработать миллион тенге. Довольны все. Сейчас по просьбе родителей они устраивают утренники и праздники, – рассказывает Абай Мырхин.
Проще и быстрее
Облуправлением экономики и бюджетного планирования проводится большая работа в этом направлении. К примеру, в Министерство национальной экономики РК внесен ряд предложений в части упрощения порядка проведения госзакупок органами самоуправления, возможности осуществления приобретения прав госсобственности на бесхозное недвижимое имущество посредством заявлений акимов округов, а также передачи налогов на имущество юрлиц и корпоративного налога в бюджет IV уровня путем установления раймаслихатом нормативов распределения, согласованных с представительным органом сельского самоуправления – кенесами.
– Считаем, эти меры позволят усилить роль граждан в управлении государством, а органы МСУ получат самостоятельность и возможность быстрее и эффективнее решать вопросы, с которыми сталкиваются жители в повседневной жизни, – говорит руководитель отдела планирования госдоходов и развития местного самоуправления УЭиБП Арман Ульданов.
Ляззат ЕГИБАЕВА
Фото из архива «АВ»