Для того, чтобы открыть свой бизнес, Шолпан Бихамбетовой пришлось отложить в сторону кандидатскую диссертацию и заложить квартиру в банке. Ныне продукцию хлебопекарни преуспевающей предпринимательницы охотно скупают магазины и супермаркеты областного центра и районов.
Круто изменить свою жизнь Шолпан решила на третьем году аспирантуры КазГУ (она собиралась защитить диссертацию по педагогике). К тому времени у нее уже был диплом Санкт-Петербургской международной высшей школы управления, а также масса сертификатов и дипломов об окончании курсов по менеджменту и маркетингу.
— В Алматы я поняла, что город-мегаполис опережает в своем развитии другие города Казахстана, — говорит Шолпан. — Пришло понимание того, что те деньги, которые крутятся в южной столице, рано или поздно хлынут в провинцию. Поэтому позвонила матери и объяснила, что если не начнем свое дело сейчас, то лет через 10 нашим бизнесом будут управлять столичные воротилы. Шел 2000-й год.
Для начала бизнес-вумен заложила в банке собственную квартиру, а на полученные деньги купила другую, которую… также заложила. На эти средства открыла компьютерный клуб, часть помещения сдала в аренду.
— В то время я еще была аспиранткой. Когда отправила домой первую партию компьютеров, в кармане осталось 50 тенге, а доехать с вокзала Алматы-1 до места проживания можно было за 135 тенге. Пришлось выкручиваться, — вспоминает те годы Шолпан. — Заработав первые деньги в этом бизнесе, приобрела продуктовый магазин, позже и второй. Недостающую сумму взяла в кредит. У меня такой характер: если беру кредиты в банке, то возвращаю вовремя, несмотря ни на какие трудности. Доверие со стороны кредиторов — тоже немаловажный фактор для успешного продвижения бизнеса.
В этом предприниматель еще раз убедилась, когда решила перейти от торговли к производству. Три года назад нашла в газете объявление о продаже кондитерского цеха. Его владелец собиралась переехать в другой город.
— Для покупки цеха у меня не было достаточных средств, и я обошла шесть-семь банков для получения кредита, — рассказывает Шолпан Бихамбетова. — Начиналась первая волна кризиса, и многие финансовые институты приостановили выдачу кредитов, да и не все банки согласны кредитовать сферу пищевой промышленности. Но даже когда договорилась, деньги получила только через 4 месяца.
— На ту сумму, которая у меня тогда была, могла бы приобрести и лучшее помещение, но я купила его на условиях, что владелец цеха оставляет бизнес со всеми его секретами и рынком сбыта. Я благодарна этой женщине за то, что она передала мне всю технологию и обучила персонал, включая меня. Так что я и сама могу стоять за станком. Можно сказать, я пришла на готовый бизнес. Правда, состояние цеха было просто ужасным. Человеку, который долгое время не мог его продать и сидел на чемоданах, было не до производства, — признается предприниматель.
По словам Шолпан Бихамбетовой, бизнес не стоит на месте. Нужно все время совершенствоваться. Если прежний владелец продавала свой товар в одноразовых мешочках, то сейчас он пакуется в специально заказанные в типографии солидные пакеты с фирменным знаком.
Но прежде всего, считает предприниматель, бизнес держится на качестве. В городе немало предприятий, которые выпускают хлебобулочные и кондитерские изделия. Ценовые предложения у всех почти одинаковые.
— Но могу сказать, что среди конкурентов мы выделяемся по качеству, потому что работаем без консервантов и не экономим на сырье, — не без гордости отмечает Шолпан. — Наша технология позволяет сохранить те же пряники в свежем виде в течение 20 дней. Да, цены везде растут, и у нас возникают трудности, но мы подписали меморандум с акиматом города, что не будем их повышать.
— Из-за ценовой нестабильности трудно делать какие-либо прогнозы по расширению производства. Но мечтаю запустить отдельный комплекс с привлечением передовой зарубежной технологии. И настанет день, когда я вернусь к своей кандидатской диссертации, — уверена Шолпан Бихамбетова.
Абат КАРАТАЕВ