Родителей, педагогов и психологов надо учить общаться с детьми
Самоубийства в Казахстане являются четвёртой по значимости причиной смертности в возрастной группе 15-19 лет. Фактически, суицид является главной причиной смерти от внешних причин среди казахстанских подростков, говорится в исследовании ЮНИСЕФ. По данным Генпрокуратуры по суициду среди подростков, одними из основных причин самоубийств являются конфликты и непонимание в школе и семье.
Взрослым надо помогать развивать родительские навыки
Родители выбирают жёсткий стиль воспитания детей, когда к ребёнку предъявляются повышенные требования и применяется насилие – от криков до физических наказаний. Таковы наблюдения психолога Светланы Богатырёвой.
«80% родителей используют насильственные методы. Но это не вина родителей, а скорее беда, потому что они не знают, как по-другому воспитывать детей, чтобы они не стали, условно, наркоманами и проститутками», – поделилась эксперт мнением, основанным на профессиональной практике.
Светлана Богатырёва является исполнительным директором фонда Just Support, который занимается проектами в сфере поддержки детей и детско-родительских отношений. С 2017 года фонд реализовывает программу развития родительских навыков.
«Нас нигде не учат быть родителями. Модель, по которой мы строим отношения в своей семье со своими детьми, – это модель поведения наших родителей. Мы либо повторяем за ними, либо идём от противного. В нашей программе есть блог по воспитанию детей без наказаний. Он приводит родителей в шок: как без наказаний, а что тогда делать?» – рассказала Светлана Богатырёва.
И такое «насилие во благо» безусловно влияет на суицидальное настроение детей.
«Они на равных являются ведущими триггерами суицидального поведения. Психикой так заложено, что родители – самые близкие люди. И даже если весь мир отвернётся, на подростка это не повлияет, когда дома можно рассчитывать на поддержку. Но если и родители завинчивают гайки, то для ребёнка это очень серьёзный удар, не все справляются», – отметила психолог.
Поэтому и важны родительские группы, где взрослые могут получить поддержку в своём родительстве.
«Что делать, если мальчик надел юбку, а ты патриархальный родитель? Ты не так воспитан, ты не понимаешь, что делать, как реагировать. У взрослого есть свои ценности, ты ведь не можешь себя ломать. И важно научиться выстраивать диалог, чтобы и ребёнка своего услышать, и мысль свою донести. С современными подростками не работают схемы «я взрослый, я прав». С ними нужно вести диалог», – считает Светлана Богатырёва.
Детство – это не карнавал, важен смысл проживания
Психолог Маргарита Ускембаева отметила, что психика ребёнка отличается от психики взрослого. У взрослого уже выстроены психологическая защита, и он устойчив к впечатлениям. Дети же очень сенситивны и ранимы, они не могут справится с волной эмоций, так как ещё не умеют распознавать свои чувства.
«В основе подросткового суицида зачастую лежат детско-родительские отношения. Если ребёнку дома хорошо, никто его не собьёт, никто. И у суицида есть жёсткая локализация, то есть суицид происходит в том месте, где есть проблема» – отметила эксперт.
Маргарита Ускембаева также считает, что способствовать снижению подросткового суицида могут родительские курсы, так как взрослым самим нужен психолог, который поможет проработать их проблемы и выстроить отношения с ребёнком. Родителей нужно учить быть родителями, считает психолог.
Она также отметила, что система ценностей у ребёнка закладывается в семье, поэтому никакие блогеры в соцсетях не могут повлиять на них, если родители разговаривают со своим ребёнком и разбирают различные ситуации. А отобрать гаджет и запретить смотреть любимые передачи – не самый лучший метод.
По наблюдениям Маргариты Ускембаевой, у нас карнавальный подход к детству: главное, накормить, нарядить, прокатить на горке.
«Детство – это не карнавал. Не надо наряжать и пытаться закормить. Признаюсь, я сама порой себя так веду в семье, хоть и психолог со стажем. Ведь в чём смысл проживания дня ребёнком? Смысл в проживании содержания, задача взрослых обеспечить это содержание. Люди в концлагерях выживали, потому что у них был смысл. Поэтому когда ребёнок ищет смысл, ему нужно помочь найти его», – сказала эксперт.
Педагогов нужно учить навыкам коммуникации с детьми
Собеседницы Informburo.kz также сошлись во мнении, что наряду с родителями в школах также не знают, как обращаться с подростками. По наблюдениям Светланы Богатырёвой, учителя плохо владеют психологическими навыками решения конфликтов с детьми, не умеют с ними договариваться.
«Они занимают жёсткую позицию «я сказал – всё, делайте». Педагоги не пытаются понять, почему ребёнок поступил так или иначе. Может быть, у него подростковый протест», – считает Светлана Богатырёва.
По мнению Маргариты Ускембаевой, владение навыками коммуникации с подростками поможет педагогу также решить проблему буллинга в школах.
Маргарита Ускембаева руководит фондом «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана», который в этом году занимался разработкой комплекса мер по профилактике суицида среди молодёжи. Результаты проделанной работы фонд представит чуть позже. А пока Маргарита Ускембаева отметила необходимость качественной подготовки не только педагогов, но и школьных психологов.
«Во-первых, на этой вакансии большая текучка, там работают в основном только закончившие вуз специалисты без достаточного житейского и профессионального опыта. Максимум, они могут протестировать, продиагностировать, но не могут свести всё воедино. Во-вторых, психологов нужно выводить из школы в отдельную психологическую службу. В школах труд психолога недооценивают, их используют не по назначению», – считает Маргарита Ускембаева.
Источник informburo.kz