С 2010 года в Казахстане, как утверждает статистика, идет спад производства колбасных изделий. Эксперты связывают это с изменением потребительских предпочтений и проблемами в этой сфере производства.
В среднем, по данным статистики, один казахстанец потребляет около 6,7 килограмма колбасных изделий в год. При этом лидером по потреблению являются полукопченые колбасы — 45 процентов. На вареные приходится около 35, на сосиски и прочее — 20 процентов. Горожане едят колбасы в 2 раза больше, чем сельчане.
В то же время продолжает расти объем импорта колбас, причем около 99 процентов всей завезенной в страну продукции идет из России.
Сегодня мы предоставляем слово местным переработчикам мяса. Они расскажут, как развивается их производство и с какими проблемами им приходится сталкиваться.
Кому эксперты дают добро
Соответствие своей продукции в АФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» (НаЦЭкС) подтвердили несколько колбасных цехов. Это ТОО «Бал-Юн», «Компания «РОКОС», ИП Шураханов Д.К., Мирманова З., Абрамян А., Оганесян М., а также цеха малой мощности, такие как в ТОО «Степное» Каргалинского района.
Раньше каждый производитель имел свой цех по первичной переработке скота, а мясокомбинат — поставщика сырья. Сейчас полностью удовлетворить потребности переработчиков невозможно. Из-за кризиса в АПК животноводство становится нерентабельным. Скот поштучно забивают только хозяйства и сельчане, большинство же производителей работают на готовом сырье.
— Это экологически чистое производство, но у него есть свои минусы, — подчеркивает ведущий специалист отдела подтверждения соответствия АФ АО «НаЦЭкС» Гульшара Мукашева. — Готовое сырье в основном низкого качества, ведь частники не соблюдают все требования промышленной технологии забоя.
Из-за несбалансированности кормов скот наращивает жир, а не мышечную ткань, что существенно снижает качество сырья и готовой продукции. Однако выбирать не приходится, и производители берут все.
Колбасные цеха не принимают мясо без головы животного и субпродуктов, поскольку именно по ним определяют состояние здоровья животных. Но поставщики умудряются продать любое мясо, а сговорчивые покупатели найдутся всегда.
Изготавливают колбасу и из импортного мяса. Местные производители предпочитают зарубежное сырье, которое имеет хорошую кондицию.
К слову, ветеринарные службы РК не допускают ввоз некачественного или нездорового сырья.
— Практически большинство цехов снизили объемы производства из-за нехватки средств на приобретение сырья, — констатирует Гульшара Мукашева. — А снижение покупательской способности населения привело к трудностям с реализацией готовой продукции.
Согласны с ней и местные производители, которые утверждают, что радующее глаз колбасное изобилие — это всего лишь иллюзия. Ведь в основе своей — это привозные и более дешевые колбасы из соседнего Уральска и российских Москвы, Оренбурга, Орска и Новотроицка.
Актюбинцам следует знать, что продукция популярного российского ООО «ЖеЛен» не прошла процедуру подтверждения и соответствия в АФ АО «НаЦЭкС». Качество его изделий оставляет желать лучшего.
Снижать вслед за россиянами цену наши производители не могут — рентабельность производства невысока. Ценовая политика играет не последнюю роль в вопросах реализации продукции. В связи с этим наиболее динамичные производители попытались летом увеличить объем сбыта за счет снижения цен в системе фирменной торговли. Количество покупателей увеличилось, но не настолько, чтобы радикально изменить ситуацию и увеличить поступление живых денег.
— Фирменная торговля в настоящее время не приносит ощутимой прибыли. Ведь многие предпочитают покупать продукты рядом с домом или работой, — констатирует Гульшара Мукашева.
Сломать стереотип
Производители должны сломать стереотип мышления потребителей. Ведь иногда даже такой нематериальный фактор может стать камнем преткновения.
Основные критерии выбора — внешний вид, консистенция, цвет, запах, то есть то, что бросается в глаза сразу. На втором месте — собственный опыт потребления. Этот фактор типичен для продтоваров, ведь люди основываются на личном опыте прошлых покупок и потребления. Естественно, для них важна и цена продукта.
— Сложился такой стереотип, что хорошая колбаса дешево не стоит. Но мы можем позволить себе варьировать цены за счет собственного сырья. К сожалению, это не всегда понимают потребители, — разводит руками генеральный директор мясоперерабатывающего комбината (МПК) «SILLA» Анжелика Ни.
В сфере мясопереработки, по ее мнению, конкуренция очень высока. Рынок завален иностранной продукцией, в основном, российской и белорусской.
— С нами конкурируют и уже завозят свои изделия производители Тараза, Уральска, Алматы и Костаная. Добавьте сюда кустарные производства, которые не всегда придерживаются соответствия качества и стандартов безопасности сырья. Они реализуют свои «серые» изделия на базарах по бросовой цене и таким образом демпингуют, — считает гендиректор.
Серьезные проблемы, по ее словам, возникают и при выделении квот на импортное мясо. К примеру, в 2013 году соответствующие документы были подписаны только в ноябре. В результате все трейдеры завезли товар в одно время и ждали разрешения на растаможку. Все это привело к обвалу цен. Именно поэтому мясная и мясоперерабатывающая отрасль понесла огромные убытки.
Кредит доверия
Проблемы со сбытом у ТОО «Бал-Юн» были, пока в компании не поняли, что нужны свои павильоны. И кто знает, что было бы дальше, если бы не помощь акима Актобе.
Чтобы вникнуть в жизненно важную для производителя проблему, Ерхан Умаров вместе с начальником горотдела предпринимательства Анар Даржановой проехал по городу. Градоначальник лично убедился в том, что без павильонов — никак. В итоге торговые места товариществу были предоставлены.
— Это было настолько оперативно и своевременно, что мы до сих пор признательны акиму города за личное участие и понимание ситуации, — выражает благодарность директор ТОО Нина Степаненко.
Таможенному союзу «бал-юновцы» благодарны за возможность прямого выхода на российских поставщиков вспомогательного сырья — оболочки, специй и многого другого. Правда, экспортировать свою продукцию пока боятся.
— У нас натуральный, но скоропортящийся продукт, — рассказывает Нина Ивановна.
В ТОО верят: у них все получится, а потому для ускорения процесса еще два года назад обратились в банк. Каково же было удивление предпринимателей, когда БТА Банк, с которым «Бал-Юн» связывает 8-летняя кредитная история, отказал своему клиенту в субсидировании займа.
— Обычное дело — оформляем кредит для закупа костанайской говядины и свинины из Бестамакского животноводческого комплекса, чтобы ритмично работать зимой. Но на этот раз нам отказали по очень необъективным причинам. «Волынка» тянется с декабря 2012 года, — говорит директор.
Только цифры
Объем импорта мяса в январе-октябре 2013 года: Беларусь — 2 068,1 тонны на 7 368,6 тысячи
долларов США Россия — 2 051,9 тонны на 7 270,8 тысячи долларов США
Требуется поставщик!
Индивидуальный предприниматель Данат Шураханов уверен: расширение рынка сбыта и ритмичность его работы напрямую зависят от развития отрасли коневодства в целом.
Национальные деликатесы от ИП, образованного в августе 2011 года, — казы, карта, шужык, жал, жая, языки — уже полюбились актюбинцам. Мясная нарезка — обязательный атрибут угощения на тоях и садака. А новинка — копченое казы «Саржайлау» — стала хитом продаж.
Продукция мини-цеха производительностью 3 тонны в сутки реализуется через торговую сеть и свои точки. Совсем скоро откроются еще две — в районе Центрального рынка и рынка «Алтай». Казалось бы, нет проблем.
— Все упирается в сырье, вернее, его нехватку. Мы производим свои деликатесы из мяса лошадей кушумской и мугалжарской пород. Именно к их вкусу привыкли наши потребители. Сырье приобретаем в нашей и соседних областях, России.
Мечта одна — иметь постоянного крупного поставщика, чтобы работать с ним в тандеме. К сожалению, тех, кто работает системно и планово, в Актобе нет, — делится наболевшим глава ИП Данат Шураханов. — В Шалкарском районе есть хозяйство, которое имеет более 3 тысяч голов, но должной организации поставок нет.
Проблемы производителей решатся только тогда, когда отрасль коневодства будет нормально и успешно развиваться, убежден предприниматель.
Напоминаем: ждем ваших предложений, отзывов и мнений в рубрике «Покупай свое!». Пишите, звоните по телефону:
56-05-55, e-mail: avestnik@mail.ru.
Над страницей работала Ляззат ЕГИБАЕВА