Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

День равноденствия

Праздник Наурыз известен уже несколько тысяч лет и отмечается как праздник весны и обновления природы. Во времена СССР Наурыз в 1926 году был упразднен советской властью. В Казахстане он стал вновь праздноваться в 1988 году, а 15 марта 1991 года Указом Президента страны Наурыз мейрамы получил официальный статус государственного праздника. 19 февраля 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта официально было признано как Международный день Навруз.

Это общеизвестные факты. А как этот праздник объясняет наука? Свое толкование феномену Наурыза дают астроном, историк и философ.

Под ритм Солнца

Сагинбай Утениязов, руководитель астрономического кружка «Уркер» Актюбинского областного планетария:

— В ночь с 21 на 22 марта примерно в полночь по времени Астаны Солнце из южного полушария земли передвигается в северное. Путь, по которому движется светило, называется эклиптикой. Для человеческого глаза он представляет форму эллипса. Экватор Земли Солнце пересекает два раза в год — 22 марта и 22 сентября. 22 марта день равен ночи, и они равны 12 часам. Поэтому он называется днем весеннего равноденствия. Дальше начинается удлинение светлого времени суток, дело близится к лету.

В самый короткий день года — 23 декабря Солнце поднято от горизонта на 16 градусов. В день весеннего равноденствия оно поднимается на 49 градусов от горизонта. Это свидетельство того, что весна вступает в свои права, хотя на самом деле астрономическая весна начинается еще в феврале.

До того, как Петр I не перенял западную моду и не ввел празднование нового года 1 января, жители Средней Азии праздновали новый год с приходом весны. Казахи называют этот период «ұзын-сары», когда заканчиваются запасы еды. И что в таком случае предпринимают люди? Они начинают держать Ораза, пост. Все это происходит в соответствии с природой, ритмом Солнца. Даже блюдо, которое сейчас возвели в ранг национального праздничного яства, коже, берет свои истоки именно отсюда. Казахский народ, известный своим гостеприимством, не может оставить гостей без угощения.

Да здравствует

Новый день!

Алтай Тайжанов, доктор философских наук, профессор, академик АСН РК:

— Наурыз является одним из важнейших всенародных празднеств, имеющих древнюю историю. У народов мусульманского Востока этот праздник — Новый год, праздник встречи весны.

Наурыз (фарси: «нау» — «новый», «руз» — «день») — означает первый день нового года. В сезонном смысле Наурыз приходится на третий месяц, первый из весенних месяцев. По григорианскому календарю Наурыз начинается 14 марта, а 22 число — момент равноденствия. Как отмечалось выше, словосочетание «новый день» имеет два значения: во-первых, это первый день нового года. Известно, древний календарь тюркских народов начинался с 22 числа; во-вторых, он символизирует окончание долгой зимы, пробуждение природы. В этот день уже тают снег и лед, просыпается все живое.

Календарь древних тюрков находился в гармонии с природой. Начало нового года — 22 марта — знаменует равенство дня и ночи, отправную точку благостных изменений. Наурыз – необычный день. Он исполнен благости, святости и счастья. Особенность этого дня исключительно талантливо показал всемирно известный поэт Алишер Навои: «Пусть каждая твоя ночь будет ночью святости «кадыр», а каждый твой день — Наурызом». Первые сведения о том, как праздновался Наурыз народами мусульманского Востока, мы узнаем из трудов Бируни и Омара Хайяма, а также Алишера Навои, Махмуда Кашгари, Ибн Фадлана и других.

Наурыз, как позитивный культурный феномен, оказал несомненное влияние на формирование нашей нации. Такие празднества как Наурыз способствуют развитию сознания народа, укрепляют его национальное единство.

Осознавая себя как индивидуум, принадлежащий к определенной нации, мы должны задаться вопросом: «Необходимо ли мне нечто в дополнение, а есть ли это в кладези знаний и традициях моего народа?». Стоит помнить, что празднование Наурыза не есть лишь песни, пляски, угощения и гуляния до упаду, прежде всего это познание чего-то нового, расширение своего кругозора. И в итоге такая позиция приводит к миру и согласию, самопознанию как части единого этноса, стремящегося к общей цели, руководствующегося общей идеей. Подытоживая сказанное, желаю всем нам счастливого празднования великого народного дня — Наурыза, открывающего путь к новым добрым свершениям!

Истоки

в зороастризме

Беркин Курманбеков, к.и.н., заведующий кафедрой социально-политических дисциплин АГУ имени

К. Жубанова:

— История этого праздника восходит к Древней Месопотамии, где возникли знаменитые центры культуры — Шумер, Вавилон, Ассирия. В Вавилоне новый год отмечался 21 дня нисану (март-апрель), и праздник продолжался 12 дней, причем к каждому дню были приурочены свои ритуалы, представления и развлечения. Происхождение праздника Навруз также связывают с самой древней монотеистической религией — зороастризмом. Любопытно, но и логично, что празднование нового года у древних народов мира совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Постановление считать новый год с месяца «авив» (то есть колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю, встречается в законе Моисея. В Германии, Франции и Англии новолетие перенесли с марта на январь только в XVI-XVIII веках. Несмотря на то, что римляне, также праздновавшие новый год в начале марта, по пожеланию Юлия Цезаря ввели новый (юлианский) календарь еще в 46 году до Рождества Христова.

Празднование Наурыза под различными названиями широко распространено во многих культурах, входивших ранее в зону влияния Персидской империи. Позднее распространение этого праздника связано с влиянием ислама. В настоящее время Наурыз отмечается, как государственный праздник, 21 марта в Иране, а также в Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Киргизии, Турции, Туркменистане, Узбекистане, а также в Казахстане 21-23 марта.

Навруз — первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин. В Иране празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Навруз (шахский Навруз), а тринадцатый день как Сизда-бедар.

На праздничный стол ставили круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Готовят кушанья из семи ингредиентов, преимущественно растительных продуктов. Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"