Области по-прежнему не хватает электроэнергии. 56 процентов местных дорог находятся в неудовлетворительном состоянии. Какой выход и решение предлагают специалисты? Депутаты облмаслихата – члены постоянной комиссии по региональному и отраслевому развитию 24 июня на своем заседании рассмотрели два вопроса: развитие электроэнергетики и местной сети автомобильных дорог.
Электросети ждут хозяина…
По информации заместителя начальника облуправления энергетики и коммунального хозяйства Ерлана Блиева, производство электроэнергии в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на 27 процентов и составило 2 477,2 миллиона киловатт/часов (кВтч). Но вместе с тем на 21 процент, а это 3 709,5 миллиона кВтч, увеличилось и ее потребление.
На сегодня требуется 539 мегаватт (МВт). Собственные источники вырабатывают всего 380,8 МВт. Дефицит в пределах 158,2 МВт покрывается за счет поставок энергии из северного и других регионов Казахстана посредством ЛЭП-500.
— На строительство межрегиональной линии «Северный Казахстан – Ульке» мощностью 450 МВт и протяженностью 487 километров было потрачено
19 898 миллионов тенге, — заметил председатель постоянной комиссии Женис Сейтпагамбетов. – Мы обещали своим избирателям, что с ее вводом область станет энергонезависимой. Вопрос остается открытым, тарифы медленно, но верно продолжают расти.
Реплика была адресована докладчику, который подробно изложил членам комиссии ситуацию с развитием электроэнергетики в области.
По его словам, региональной программой развития электроэнергетики области на 2006-2015 годы предусмотрена реализация 12 проектов, 6 из которых уже выполнены, 4 — в стадии реализации и 2 еще ждут своего часа.
В целом реализация программы позволила расширить существующие мощности, создала новые энергоисточники, снизила и исключила зависимость области от импорта электроэнергии, полностью обеспечив регион собственной и казахстанской электроэнергией.
— Вопрос развития энергоресурсов, как отмечено в Послании Президента Казахстана, является сейчас наиболее актуальным, — отметил Ерлан Блиев. – В этом направлении ведется большая работа.
Завершено строительство Жанажолской газотурбинной электростанции мощностью 45 МВт, сметной стоимостью 4,1 миллиарда тенге. ЖГТЭС-45 обеспечила собственной электроэнергией 3-й Жанажолский ГПЗ.
ТОО «Энергосистема» выполняет реконструкцию и перево-оружение энергоинфраструктуры. Реализация инвестпрограммы рассчитана до 2015 года.
Строится ГТЭС мощностью 127 МВт в Кандыагаше. Срок реализации — 2013 год.
Ведутся работы по изучению и использованию ветроэнергетики.
— Получается, что источники и мощности есть, когда они начнут приносить пользу людям – вот в чем вопрос, — резюмировал председательствующий. – Хочется, чтобы у вашего управления было четкое видение развития ситуации — куда идем, с чем, зачем, что это даст области.
Еще одна проблема, волнующая депутатов, — 47 километров бесхозных электролиний.
— Ранее они находились на балансе ведомственных предприятий, которых сегодня уже нет, — пояснил замначальника облуправления. — Износ этих сетей очень высок и требуются большие финансовые вложения для их реконструкции. Ориентировочная стоимость затрат на их содержание и обслуживание — 480 миллионов тенге.
Как уточнила замначальника облуправления финансов Улмекен Маменова, над решением этого вопроса область работает с 2006 года.
— ТОО «Энергосистема» — предприятие частное, и мы не имеем права заставить его взять сети на баланс. Тем более, что предприятие требует их реконструкции, — сказала она. – Еще один нюанс. Так как имущество государственное, передать просто так, бесплатно, тоже не можем. Мы писали и продолжаем писать во все инстанции, включая Правительство, но законного решения проблемы нет до сих пор.
Начальник облуправления
госархстройконтроля Бердияр Примбетов предложил выставить бесхозное имущество на аукцион.
… а дороги — денег
В 2011 году на развитие автодорог областного и районного значения выделено 3,2 миллиарда тенге. На эту сумму планируется отремонтировать 127 километров. Между тем 56 процентов общей протяженности сети местных дорог находятся в неудовлетворительном состоянии.
— И хотя с 2005 года наблюдается рост финансирования ремонтных работ, этих средств для улучшения эксплуатационного состояния автодорог недостаточно, — отчитался перед народными избранниками начальник облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Малимбет Ибрашов.
Он подчеркнул, что дороги строятся и ремонтируются в соответствии с региональной программой и стратегическим планом развития автодорог областного и районного значения.
На сегодня протяженность дорог общего пользования составляет 6 090 километров. В том числе республиканского значения — 1 864, областного – 1 098 и районного значения – 3 128 километров.
Комиссия рекомендовала начальнику облуправления разработать конкретный план с определением приоритетов и четкого видения решения проблемы.
Управлениям экономики и бюджетного планирования и финансов было поручено проанализировать состояние финансирования стратегического плана облуправления пассажирского транспорта и автомобильных дорог на 2011-2015 годы, программы развития территорий и обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование мероприятий.
Ляззат ЕГИБАЕВА