Израильский специалист, основатель группы по коррекции аутизма «Sulamot» Марина Слепян обучает в Актобе сотрудников центра для особенных детей.
Основываясь на личном опыте
Марину по праву можно назвать экспертом в этой области. Ее опыт специалиста нарабатывался годами, в том числе и на личной практике. Марина — мама особенного ребенка. Когда ее сыну в двухлетнем возрасте поставили диагноз «аутизм», принять и осознать этот факт оказалось самым трудным на тот момент. Марина еще не осознавала, что придется в корне менять весь подход к воспитанию и развитию собственного ребенка.
Она вела дневник, в котором подробно описывала все этапы развития сына, через какие барьеры пришлось пройти родителям, чтобы наладить контакт с ребенком. Дневник находится в свободном доступе в интернете и каждый может ознакомиться с его содержанием.
— Трудотерапевт, логопед, музыкотерапевт, специалист по терапии в движении, психолог для помощи и поддержки семей и персонала, сопровождающий психиатр, волонтер — это специалисты, с которыми мы столкнулись в коммуникативном детсаде, куда направили нашего сына после определения диагноза. Раз в две недели родителей консультировали психолог и специалист, прикрепленные к сыну. Эта информация дала возможность мне понять своего ребенка и постепенно научиться помогать ему и себе, — делится Марина впечатлениями о пребывании сына в детсаду.
Почти в каждой главе женщина рассказывает о том, как ей и ее семье удалось справиться с отчаянием и научиться по-другому воспринимать окружающий мир. Подробно описаны происходящие в поведении ребенка изменения, его взаимоотношения со сверстниками в детсаде, трудный выбор школы, с которым столкнулись родители, решая, куда отдать сына — в обычный или коррекционный класс, поиски тьютора, который бы сопровождал ребенка в школе. Дневник Марины стал наглядным примером того, какую помощь оказывают в Израиле особенным детям и какой подход применяют к малышам с диагнозом «аутизм».
— В Израиле государство принимает активное участие в судьбе особенных детей. Считается важным определить болезнь ребенка в малолетнем возрасте, чтобы иметь больше шансов помочь ему с реабилитацией или коррекцией.
Такой ребенок с 2 лет обязательно посещает ясли в коммуникативном саде. Затем с 4 лет его переводят в другой коррекционный сад. Есть инклюзивные школы, если же позволяет диагноз, ребенок может учиться и в обычной школе, но в инклюзивном классе. Что примечательно, ребенок с аутизмом не будет учиться вместе с ребенком с другим диагнозом. Для детей с разными видами заболеваний открыты свои классы со спецобразованием, — поясняет Марина.
По словам эксперта, в Израиле молодые люди с диагнозом «аутизм» спокойно адаптируются в обществе, служат в армии и могут работать в компаниях.
Пока сын растет, Марина продолжает исследовать и интересоваться подходами и методиками коррекции аутизма в Израиле и в мире. Участвует в различных курсах и семинарах, посвященных помощи аутистам и их семьям. Поступила учиться в Тель-Авивский университет на специальность «инклюзивное образование аутистов».
Такое глубокое изучение вопроса привело к тому, что Марина создала группу по коррекции аутизма «Sulamot»: ее специалисты сегодня ведут обучающие семинары в России и других странах СНГ, в том числе и в Казахстане.
[box type=»shadow» ]В Актобе,
помимо 10 частных развивающих центров для детей с отклонениями в развитии, действуют и ресурсные кабинеты инклюзивного образования. Таковых сегодня 4: в СШ № 1, 3, 16 и 19. Кабинеты открыты при помощи корпоративного фонда «Дара». Еще два корпоративный фонд «Болашак» планирует открыть уже в этом году в СШ № 26 и 29. Такие кабинеты открывают, чтобы помочь особенному ребенку отвлечься от уроков в релаксационной зоне. Помимо этого, при СШ № 4 успешно действует кабинет психолого-медико-педагогической коррекции. В год он принимает до 100 детей. Второй такой кабинет в перспективе откроется в 11 микрорайоне. Комплексная коррекционная работа с ребенком проводится и в лагере «Куншуак». В первую смену лагерь принимает 40 детей на 100 дней.
Кроме того, кабинеты психолого-медико-педагогической коррекции открыты в каждом райцентре. Дважды в неделю с детьми занимаются логопеды, дефектологи, инструкторы ЛФК и другие специалисты. Детей из сел в райцентр доставляют на инватакси. Специалисты кабинетов также работают с родителями особенных детей, оказывая им консультативную помощь.[/box]
В помощь социальным предпринимателям
В Актобе группа «Sulamot» приехала во второй раз.
— Мы были здесь три года назад. И можем отметить существенную разницу. У вас стало больше центров, в которых особенным деткам оказывается квалифицированная помощь. Чувствуется заинтересованность в обучении специалистов, работающих с такими детьми. Изменился и сам подход в обучении. Будем надеяться, что и наш опыт окажется эффективным и станет чаще применяться на практике вашими специалистами, — делится эксперт «Sulamot».
Специалисты из Израиля провели обучающий семинар с сотрудниками частного центра развития ребенка «Жас ұрпақ». Семинар был организован при содействии регионального филиала палаты предпринимателей «Атамекен» в целях развития социального предпринимательства. Стоит отметить, что палата сотрудничает с Агентством по развитию международного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Израиля «МАШАВ» в части повышения квалификации предпринимателей. И уже свыше 20 предпринимателей прошли обучение в разных сферах бизнеса.
Как отметила директор палаты предпринимателей Актюбинской области Анар Даржанова, приглашая к сотрудничеству экспертов из-за рубежа, в первую очередь решают вопрос дефицита и повышения профессиональной подготовки кадров. Стоит отметить, что палатой предпринимателей подписаны меморандумы о сотрудничестве со специалистами Оренбургской области, Татарстана и Башкортостана. В этом году «Атамекен» также организовал обучение предпринимателей социальной сферы в Израиле. В перспективе стажировку в Израиле пройдут и сотрудники центра «Жас ұрпақ».
Частный развивающий центр для особенных детей сегодня не единственный в области. Таковых в областном центре уже 10. Как правило, открывают их матери детей с отклонениями в развитии. Кто, как не они, сможет организовать работу центра в правильном ключе? Кто, как не они, знает больше других, что поможет больным детям в их адаптации и реабилитации, подберет правильные методики и специалистов, которые будут работать с малышами? И «Жас ұрпақ» не исключение. К слову, этот центр в Актобе является филиалом развивающего центра в столице. Центр специализируется на коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Сейчас здесь занимается 50 детей из Актюбинской, Атырауской, Мангыстауской областей, ЗКО, а также из Узбекистана. Еще 60 детей ждут своей очереди.
— Центр начал работать в мае. В этом же году при поддержке палаты предпринимателей «Атамекен» в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» мы выиграли безвозмездный грант на сумму 1 миллион тенге. На эти деньги собираемся создать сенсорную интеграцию — комнату, которой у нас нет. При центре работает 25 сотрудников. Обучается 50 детей. В нынешнем году планируем открыть детский сад, в котором будут заниматься с детьми с особенным развитием, — рассказала руководитель «Жас ұрпақ» Татьяна Ким.
По словам Татьяны, мамы особенного ребенка, руководство центра ведет переговоры о возможности получать государственный заказ, чтобы услуги специалистов стали доступны как можно большему числу больных детей, нуждающихся в квалифицированной помощи.
Излечим ли аутизм?
— Аутизм нельзя назвать ни болезнью, ни неполноценностью в обычном смысле этих слов, — отмечает Марина Слепян. — Это расстройство, которое может проявляться как в легкой, так и в более тяжелой форме, но которое не исчезнет никогда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начнется коррекционная программа, тем больше у ребенка шансов жить полноценной жизнью, стать самостоятельным членом общества. Основной метод коррекции аутизма — специальное обучение по индивидуальной программе. Цель любого специалиста, работающего с таким ребенком, не изменить его, а реализовать потенциал, которым он обладает. Коррекция идет по двум основным направлениям: социальные навыки и когнитивное развитие. Часть трудностей корректируется с помощью подходящих экспертов, которые также умеют работать с аутичными детьми: логопед, трудотерапевт и так далее. Помимо индивидуальных занятий, желательно предоставить аутисту социальную среду, подходящую по возрасту и уровню функциональности: это может быть коррекционное или инклюзивное обучение: детский сад, школа. Конечно же, желательно построить поддерживающую домашнюю программу. Ее дополнят элементы, которые не могут быть предоставлены учебным заведением. Получится целая команда специалистов, которая должна согласовывать свои действия для пользы ребенка.
Кстати, сын Марины пошел в обычную школу, вполне успешно адаптировался в окружающей среде и нашел контакт со сверстниками.
Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА