Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дети и куклы

Актюбинский областной театр кукол «Алакай» впервые открыл свои двери для маленьких зрителей

29 ноября 1985 года. С тех пор прошло почти 30 лет. За плечами коллектива не только победы на фестивалях и кропотливый труд, помноженный на творческие муки, но и признание тех, для кого они работают. О том, чем и как живет театр «Алакай» сегодня, мы беседуем с его директором Асией Курманалиной.

— Асия Тажбековна, жанр кукольного театра воспринимается, в первую очередь как детский, и наш город в этом плане не исключение. Хотелось бы узнать ваше мнение о задачах, которые должен решать артист, выступающий перед юным зрителем.

— Действительно, в кукольном театре можно ставить спектакли не только детские; и если станет вопрос ребром, то мы можем сделать любую постановку. Пока же работаем только для детей, не задумываясь над спектаклями для взрослых. Главная задача актера — раскрыть образ и донести его до зрителя. Но вряд ли есть на свете публика благодарнее нашей. Дети чувствуют тоньше, воспринимают искренне, комментируют тут же, вплоть до того, что кричат, топают, плачут… Причем я бы разделила нашу аудиторию на три категории. Первая — это дети, которые молчат (таких мало). Вторая — дети, которые комментируют (таких большинство). И третий — дети, которые тут же рассказывают с удовольствием о своих впечатлениях (на Западе все дети именно такие). И одна из наших задач — сделать всех детей, стремящимися поделиться мнением. В задачи театра входит в том числе и формирование сознания человека, независимо мыслящего, умеющего высказать мнение и аргументировать его. Креативные идеи рождаются только у независимых людей, которые знают, что такое уважение к себе подобному. Только не надо путать независимость с поведенческой вседозволенностью. Вот почему так важно находить для детей время. Хотя бы на то, чтобы привести их в «Алакай».

— Актюбинцы, которые хотели бы привести своих детей на спектакли «Алакая», жалуются на отсутствие ярких афиш, форсированной рекламы. Это связано с дефицитом бюджета?

— Бюджет отчасти позволяет это сделать, и мы возьмем замечание на вооружение. Проблема в том, кто возьмется расклеивать афиши. Как таковых, маркетинговых ходов у нас немного: «бегущая строка» да объявления в СМИ, которые актюбинцами игнорируются. Театр посещают те, у кого на него рефлекс, кого в семье приучили. И это тоже хорошая тема для размышления: если человеку с младых ногтей что-то привить, то это на всю жизнь. Разве плохо с маленьким сыном или внуком в воскресенье прийти на спектакль, обсудить его, то есть побыть полдня на одной волне с малышом, узнать, чем он дышит?

— К слову, о приучении. Есть ли разница в том, где дети смотрят постановки: идут в театр с родителями или театр приезжает к ним в детский сад?

— Разница большая. Помещение детсадовской группы или актового зала школы не передаст до конца художественный замысел, там трудно расставить сценографические акценты, создающие атмосферу, в которой происходит духовное сближение актера и зрителя. Именно от таланта взаимопроникновения рождается искусство, называемое театром. Еще добавьте сюда стремление привить им культуру. В данной ситуации культуру не только досуговую, но и академическую.

— Об участии «Алакая» в фестивалях местные СМИ сообщают всегда, и повторяться, наверное, не стоит. Но какая награда для вашего театра самая дорогая?

— Да, фестивалей в течение года проводится много, и через интернет легко можно подать заявку на участие в них. Но мы обычно едем на те, куда нас приглашают. Со временем сложились творческие отношения с различными театрами, и мы, как правило, откликаемся на приглашения друзей. В числе наиболее дорогих наград я назвала бы полученные в Субботице (Сербия) призы за лучшую мужскую роль (Ербол Исмагулов) и лучшее музыкальное оформление (Али Ермекбаев). А особо любимыми назову фестивали тюркоязычных театров «Науруз» (Казань) и «Золотая маска плюс» (Москва). Приятен наш недавний успех на Всемирном карнавале кукол в Алматы, где мы получили Гран-при, соревнуясь с театрами Италии, Испании, Ирана, Израиля, России и Румынии. Давно сложились творческие и дружеские отношения со Станиславом Железкиным, народным артистом РФ, и театром «Огниво» (Мытищи), где он является художественным руководителем. Мы очень любим их фестиваль «Чаепитие в Мытищах».

— Асия Тажбековна, какую проблему «Алакая» сегодня вы назвали бы самой животрепещущей?

— Это проблема не только «Алакая», но и почти каждого театра кукол: отсутствие режиссера. На постсоветском пространстве только в Санкт-Петербурге готовят столь специфичных специалистов, но желающих обучаться крайне мало. Мы выбираем спектакль, изготавливаем кукол, распределяем роли, проводим калькуляцию и только потом уточняем с режиссером из другого города время начала репетиций. На самом же деле, быть режиссером кукольного театра означает обладать специфическими видением, манерой мышления, возможно, им родиться нужно!.. Вот и переживаю, что в Актобе такой еще не родился.

— Актеры — народ суеверный. Имеется ли у театра некий талисман?

— Это Жеребенок из спектакля «Кто заплетает гривы лошадям?». Куда бы нас ни приглашали, все просят, чтобы мы везли именно его. Я объясняю, что в репертуаре около тридцати постановок, что все сделаны с любовью, но… Кстати, этот спектакль принес нам все дипломы лауреатов. Елена Борейша-Покорская, маститый искусствовед, отметила смысловую глубину, подтекст спектакля при минимуме сценографических символов. Постановка сопровождается живой музыкой (Толкын Камиева — кобыз, множество других инструментов — Бакытбек Зейнелов), и в любом городе дети, как завороженные, переживают за главного героя — Жеребенка, мужественно преодолевающего свои невзгоды. Что интересно, в какую страну мы ни привезли бы этот спектакль, нам везде говорят, что это их народная легенда.

— «Алакай» — учреждение бюджетное. Проводит ли оно благотворительные акции?

— Безусловно. Ежемесячно у нас проходит акция «Теплые ладошки», это когда сборы за один спектакль идут в пользу тяжелобольного ребенка. Если кто-то из пришедших захочет приобрести билет не за привычные 250 тенге, а, скажем, за пять тысяч тенге, то это будет его пожертвованием. Бывает, зная наперед об акции, зрители приходят с готовым гостинцем в пакете — все отвозим адресату. Еще мы ездим с постановками в Алгинский детский дом, в Жайсан, Тамды и выступаем там бесплатно.

— Есть ли мечта у Асии Курманалиной?

— Я мечтаю о том, чтобы в нашем городе появилась Территория детства. Это место должно быть равнодоступным из всех районов города, и туда тянуло бы всех родителей с их чадами. Скажем, когда я проезжаю мимо ресторана «Замок», у его входа обязательно высматриваю фигуру средневекового рыцаря в латах. Вот так же и Территория должна вызывать ассоциации на темы детских грез. То есть, главное здание театра кукол должны окружать ухоженные газоны с фигурками сказочных героев, аттракционы, качели, горки. И у детей разных возрастов должно быть желание отдыхать только там. А попутно прививалась бы привычка посещать все премьеры «Алакая».

 

Досье «АВ»

Асия Курманалина с красным дипломом окончила Алматинский технологический техникум по специальности «художник-модельер», позднее — АГУ имени К. Жубанова. Примечательно, что одну из техникумовских практик юная Асия проходила на «Мосфильме» во время постановки картины «Дульсинея Тобосская».

В 2008 году в Московском международном институте стран Азии и Дальнего Востока она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фольклор — основа евразийской художественной культуры».

Асия Тажбековна — член Союза театральных деятелей, Союза художников Казахстана, Международного союза деятелей театра кукол. В 2011 году стала обладательницей статуэтки «Еңлікгүл» как лучший театральный художник Казахстана.

 

 

КСТАТИ

 

В 2008 году, после победы «Алакая» на фестивале «Чаепитие в Мытищах», руководитель фестиваля и худрук тамошнего театра кукол «Огниво» Станислав Железкин, будучи одновременно сопредседателем Центрального дома работников искусств и председателем Российской ассоциации «Театр кукол — ХХI век», настоял на том, чтобы спектакль «Кто заплетает гривы лошадям?» непременно был дан на легендарной сцене ЦДРИ.

Прообраз клуба уходит корнями в 80-е годы ХIХ века, когда за открытие Общества искусства и литературы хлопотал сын московского промышленника Алексеева, впоследствии — реформатор театра Константин Станиславский, а на первом собрании вы-ступал молодой Антон Чехов. Официальная же история ЦДРИ берет начало в 1930 году, когда приказ об его открытии был подписан Анатолием Луначарским. Сцена клуба (ЦДРИ) помнит выступления Василия Качалова, Ольги Книппер-Чеховой, Ольги Лепешинской, Бориса Брунова, Махмуда Эсамбаева, Владимира Высоцкого — имена всех великих артистов просто невозможно перечислить. Но главная задача ЦДРИ — предоставлять сцену талантам, достойным энциклопедии.

Во время выступления «Алакая» в ЦДРИ в зрительном зале клуба сидели представители московской казахской диаспоры и кукольники различного ранга. После спектакля актер Виктор Рябов так охарактеризовал его: «Органичное сочетание национального фольклора, европейской театральной школы и изумительная музыка. Это и есть настоящее евразийское искусство».

 

 

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"