Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Диалог прямого действия

Об итогах прямой линии с Президентом Республики Казахстан

Состоявшаяся 13 ноября 2009 года прямая линия с участием Главы государства стала одним из важнейших событий прошедшего года. Как известно, в ее рамках были созданы беспрецедентные условия по доступности мероприятия для широких слоев населения. Бесплатно предоставлены все возможные каналы связи — телефонные линии, Интернет, мобильная связь. Обеспечен круглосуточный прием вопросов, начиная с 30 октября. В call-центре на постоянной основе работали свыше 100 человек — модераторов, телефонных операторов, технических работников.

Для сравнения: в 2004 году во время проведения первого прямого эфира Президента сбор вопросов проходил только один день с помощью телефонной связи, в 2007 году вопросы принимались за семь дней до мероприятия только через Интернет.

Все это обусловило беспрецедентное количество поступивших вопросов и обращений на прямую линию. Их общее количество составило 44 452 (это в восемь раз больше, чем во время интернет-конференции 2007 года). За время проведения прямой линии сайт мероприятия посетили свыше 110 тысяч пользователей. Количество просмотров составило около 1 миллиона из 87 стран.

Учитывая большое количество вопросов, работа по рассмотрению вопросов и обращений граждан, поступивших в ходе проведения прямой линии, окончательно завершена только в январе 2010 года.

Из общего количества вопросов и обращений через Интернет на сайт www.line.gov.kz поступило около 15 тыс., по телефону — 17 тыс., по электронной почте на адрес vopros@akorda.kz — 3 тыс., через SMS — 9,5 тыс.

В региональном разрезе больше всего вопросов поступило из Астаны (4 986), Алматы
(3 569), Алматинской (3 170) и Южно-Казахстанской областей (3 077) (диаграмма 1).

Кроме жителей Казахстана, к Главе государства обратились 85 граждан из стран СНГ, 30 — дальнего зарубежья. На государственном языке поступило 45% вопросов, остальные — на русском и два обращения — на английском языке.

Среди поступивших вопросов и обращений 46% — это запросы, 30% — заявления, 16% — жалобы, 8% — предложения и отклики (диаграмма 2).

Анализ показал, что наиболее часто задаваемые вопросы и обращения касались следующих тем:

  • социально-экономическая сфера — 18,6% (вопросы о повышении размеров пенсионных выплат, оказании социальной помощи семьям с детьми и материальной поддержке многодетных матерей, оплате труда и трудовых отношениях, а также о проблемах занятости и миграции);
  • строительство и жилищно-коммунальное хозяйство — 16,3% (вопросы о проблемах долевого строительства, несвоевременном вводе в эксплуатацию жилых комплексов, процедурах рассмотрения заявлений и критериях отбора по Госпрограмме жилищного строительства, благоустройстве дворов, работе КСК, сфере земельных отношений);
  • законность и правопорядок — 9,2% (вопросы о борьбе с коррупцией, соблюдении законности при проведении госзакупок, сохранности госсобственности, деятельности отдельных общественных, религиозных объединений и политических партий).

Большое количество жалоб поступило на работу правоохранительных, контролирующих и надзорных органов (о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, о повторной проверке законности принятых процессуальных решений, ненадлежащем осуществлении розыска преступников и без вести пропавших лиц), действии работодателей, решений местных исполнительных органов.

Значительное количество обратившихся не согласно с состоявшимися судебными актами, а также полнотой и своевременностью исполнения решений суда. Отдельные из них просили разъяснить порядок применения условно-досрочного освобождения, а также высказаться о сроках амнистии;

  • образование — 7,1% (проблемы, касающиеся доступности дошкольных организаций, строительства детских садов и школ на селе, а также детских площадок и спортивных сооружений, необходимости увеличения количества школ с обучением на казахском языке, качества учебников, незаконных денежных сборов в школах, трудоустройства и обеспечения жильем учителей);
  • здравоохранение — 4% (вопросы о возможности лечения в республиканских клиниках и за рубежом, льготном лекарственном обеспечении, планировании и распределении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, улучшении материально-технической базы организаций здравоохранения);
  • финансовая сфера — 3,5% (относительно отсрочки погашения ипотечных кредитов, налогообложения, предоставления льгот для отдельных категорий граждан, а также возможного роста цен на продукты питания, товары массового спроса и автомобили в связи с вступлением Казахстана в Таможенный союз);
  • культура и развитие государственного языка — 2,9% (реализация программы «Мәдени мұра», модернизация казахстанских СМИ, развитие отечественной киноиндустрии и театрального искусства, охват населенных пунктов государственным телевещанием, социальная поддержка работников учреждений культуры, повсеместное внедрение государственного языка в госорганах, финансирование социально значимых проектов);
  • охрана окружающей среды — 1% (состояние особо охраняемых природных территорий и воздуха в таких промышленно развитых городах, как Алматы, Усть-Каменогорск, Павлодар, Балхаш, Екибастуз, экологии в районах добычи урана, охраны водных ресурсов, в том числе Арала, Каспия и Балхаша, вопросы внедрения новых технологий и международного сотрудничества в области экологии. Для жителей западного региона страны наиболее тревожным является вопрос влияния деятельности крупных нефтегазодобывающих компаний на местную экологию);
  • армия — 1% (социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей, участников войны и локальных конфликтов, обеспечение военнослужащих жильем, военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи, призыв на срочную воинскую службу и другое).

Классификация указанных тем представлена в диаграмме 3.

Огромный резонанс и общественное одобрение вызвала реализация программы «Дорожная карта», в рамках которой особое внимание уделено организации рабочих мест, региональным социальным объектам и местным дорогам. Граждане обращались с просьбами о продолжении этой программы, при этом больше уделив внимание строительству автомобильных дорог, особенно сельских, качеству ремонта дорог в целом, а также реализации запланированных проектов.

* * *

Работа по подготовке ответов на все вопросы была взята на особый контроль.

Ответы вывешивались на сайт за подписью первых руководителей центральных и местных государственных органов.

К работе над подготовкой ответов на вопросы прямой линии были привлечены все государственные органы. В министерства и ведомства направлено 63% вопросов и обращений, в акиматы городов Астаны, Алматы и областей — 32%. Остальные рассмотрены в Администрации Президента (диаграмма 4).

Наибольшее количество вопросов относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты населения (9 035, или 20% от общего их количества), Министерства образования и науки (4 835, или 10,8%), Генеральной прокуратуры (3 447, или 7,7%). Первая десятка государственных органов по количеству направленных вопросов отражена в диаграмме 5.

В региональном разрезе наибольшее количество вопросов и обращений направлено в акиматы городов Астаны (3 367), Алматы (2 214) и Южно-Казахстанской области (2 213). Распределение вопросов по регионам отражено в диаграмме 6.

В целом центральными и местными государственными органами даны ответы на 43 924 вопроса с размещением их на сайте www.line.gov.kz.

По результатам рассмотрения 59% обращений их авторам даны разъяснения, 19% просьб удовлетворены полностью или частично, 8% участникам прямой линии рекомендовано обратиться в соответствующие госорганы. Остальные 14% обращений составляют отклики и комментарии, по итогам рассмотрения которых авторам выражена благодарность за участие в прямой линии.

С выездом на место рассмотрены 1 199 вопросов. Так, для рассмотрения вопроса представителя частного предприятия об оказании помощи в получении сырья и организации сбыта продукции на отечественном рынке министр индустрии и торговли Исекешев посетил завод по производству стеклопластиковых труб ТОО «AMITECH ASTANA».

Министерством труда и социальной защиты населения с выездом рассмотрены 445 обращений, из них 315 решены положительно, в том числе 210 гражданам выплатили заработную плату.

По итогам рассмотрения обращений, поступивших на прямую линию, органами прокуратуры внесены 57 представлений об устранении нарушений законности, 3 предписания, 2 протеста, даны 10 письменных указаний, возбуждено 15 дисциплинарных производств, отменены 9 незаконных постановлений органов уголовного преследования, в надзорные судебные инстанции принесены 13 протестов, возбуждено 10 уголовных дел.

По ряду вопросов, касающихся борьбы с коррупцией и приведенных в обращениях конкретных фактов нарушений законности в сфере экономики, органами финансовой полиции возбуждено 7 уголовных дел, к административной ответственности привлечены 3 должностных лица, 2 материала направлены в дисциплинарные советы, по некоторым фактам проводятся доследственные проверки.

* * *

Все поручения Главы государства, прозвучавшие в ходе прямой линии, взяты на контроль гос­органов. По итогам проведенной работы достигнуты следующие результаты.

Правительством приняты комплексные меры по недопущению удорожания товаров, проходящих через таможенный контроль, а также обеспечению контроля за ценами на ГСМ и хлебобулочные изделия.

В частности, подписано соглашение о взаимном предоставлении информации о средних ценах на отдельные товары с таможенными службами Кыргызстана и Узбекистана. Заключены меморандумы об обеспечении внутреннего рынка нефтепродуктами и стабилизации цен на ГСМ с оптовыми и розничными реализаторами нефтепродуктов. Возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ряда субъектов рынка ГСМ (ТОО «Гелиос», ТОО «Торговый Дом «ПетроКазахстан»).

Создана рабочая группа по выработке оперативных и системных мер по стабилизации цен на основные продукты питания.

По итогам 2009 года отмечается снижение цен на отдельные продовольственные товары и плодоовощную продукцию. По данным мониторинга АО «КазАгроМаркетинг», с начала 2009 года в среднем по республике наблюдается снижение цен на муку 1-го сорта на 18,6% и хлеба — на 4%.

С целью создания производств в рамках «Дорожной карты» в районных центрах и селах заинтересованным государственным органам совместно с акимами областей, городов Астаны и Алматы поручено принять необходимые меры по созданию постоянных рабочих мест в рамках Стратегии занятости в 2010 году.

Для обеспечения контроля за качеством и доступностью лекарственных средств в рамках внедрения единой системы дистрибуции лекарственных препаратов начато внедрение формулярной системы, главным принципом которой является закуп лекарственных средств на основе потребностей регионов. Список лекарственных средств, закупаемых в 2010 году в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи у единого дистрибьютора, увеличен до 70% потребности лекарственного обеспечения за счет средств местного бюджета и 100% потребности за счет республиканского бюджета.

Кроме того, согласно личным поручениям Президента страны, данным в ходе прямой линии, положительно решены следующие проблемы обратившихся.

Житель Карагандинской области, 56-летний слесарь 5-го разряда А. Тротно трудоустроен по специальности на литейно-механический завод ТОО «Корпорация «Казахмыс».

Обеспечены условия для тренировок олимпийского чемпиона Ильи Ильина, организована выплата ему стипендии Национального олимпийского комитета.

По результатам рассмотрения обращения
А. Мацицкого о незаконности решения суда по иску акимата города Балхаша Генеральной прокуратурой принесен протест в надзорную коллегию Карагандинского областного суда на предмет отмены данного судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.

Кроме того, на прямую линию поступили обращения граждан А. Сальниковой, В. Кинстлер, Ж. Айтпаевой по фактам рейдерства и нарушения прав предпринимателей. По всем указанным обращениям органами прокуратуры приняты меры, авторам обращения даны соответствующие разъяснения.

Решен вопрос обеспечения питьевой водой пяти населенных пунктов Ордабасинского района Южно-Казахстанской области. В 17 аулах проведены ремонтные работы и модернизировано оборудование. Выделены финансовые средства на продолжение этой работы в 2010 году, в том числе в рамках «Дорожной карты».

По факту отказа в трудоустройстве молодых специалистов в Майском районе Павлодарской области заместитель акима данного района освобожден от занимаемой должности, акиму района обьявлен строгий выговор. Молодым специалистам предоставлено жилье.

Министерством внутренних дел осуществлена проверка состояния организации работы и оказана методическая помощь по предупреждению подростковой преступности в Таразе.

С этой же целью Жамбылскую область посетил министр внутренних дел С. Баймаганбетов. В области разработан план мероприятий по улучшению профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, предусматривающий открытие дворовых клубов, спортивных площадок, школ музыки и искусства, профессионального лицея, другие меры по организации досуга молодежи. На их реализацию планируется выделение 419 млн. тенге из местного бюджета.

Правительством проводятся комплексные мероприятия по решению вопроса нехватки дошкольных учебных заведений. В частности, в 2009 году сеть дошкольных организаций увеличена на 373 единицы (на 16,1 тыс. мест), в 2010-2012 годах планируется увеличение на 2 310 организаций (на 217 тыс. мест).

В рамках «Дорожной карты» в 2010 году местными исполнительными органами планируется отремонтировать 73 объекта системы дошкольного образования на сумму 1,9 млрд. тенге.

Кроме того, в кратчайшие сроки государственными органами положительно решен ряд проблем граждан, обратившихся на прямую линию.

По просьбе жительницы Чингирлауского района Западно-Казахстанской области М. Доспаевой за минимальную плату к ее дому проведен газ. Жительнице Каратобинского района этой же области А. Кулмурзиной, как малообеспеченной, выделена благоустроенная квартира.

Участнику Великой Отечественной войны из Павлодара А. Двойнос на основании поданного им заявления 25 ноября 2009 года безвозмездно передана в частную собственность квартира. Дома жителей села Хмельницкое Павлодарской области, обратившихся на прямую линию, подключены к центральному водопроводу.

В сall-центр первого ноября 2009 года поступила просьба Н. Косшанова из Атырау об оказании помощи его сыну, находящемуся в коматозном состоянии. Для оказания консультативной помощи Министерством здравоохранения из Астаны направлен врач-реаниматолог Национального научного центра материнства и детства.

Решены вопросы госпитализации больных в республиканские научные медицинские центры — Н. Сахно из Атбасара Акмолинской области, Г. Муратовой из Алматы.

По обращению Б. Жумабаева из Шымкента решен вопрос о его лечении в российском НИИ нейрохирургии в первом квартале 2010 года.

По поручению Министерства образования и науки произведена выплата стипендий студентам Семипалатинского финансово-экономического колледжа и колледжа экологии и лесного хозяйства. Оказано содействие стипендиату программы «Болашак» А. Архабаевой в оформлении визы для выезда в Италию для продолжения обучения.

В обращении жительницы Астаны Л. Жумажановой высказаны претензии по недоделкам при заселении отдельных блоков жилого комплекса «Гранд Астана». При проверке факты подтвердились, и в настоящее время решены вопросы выделения из резерва Правительства трех миллиардов тенге для завершения строительства шести секций двух блоков этого жилого комплекса.

Обеспечен на зиму углем инвалид I группы И. Абдиев из района Т. Рыскулова Жамбылской области.

По просьбе инвалида-колясочника М. Жетесова из Актобе об экскурсионном посещении столицы акимат Актюбинской области организовал поездку в Астану пяти инвалидов. Решены проблемы трудоустройства жителей этой же области — Г. Копашевой и Р. Жалимбетова.

Во исполнение поручения Главы государства руководителями государственных органов проведена большая информационно-разъяснительная работа. Практически все первые руководители центральных и местных госорганов выступили в телевизионных передачах и дали интервью в различные республиканские и местные СМИ. В целом в республиканских и региональных СМИ организован выход порядка 200 материалов в периодических изданиях и 1 200 сюжетов в электронных масс-медиа.

Во всех регионах страны проведены встречи акимов с населением для решения актуальных вопросов, поднятых в ходе прямой линии.

* * *

Проведение прямой линии продемонстрировало наличие высокого уровня доверия граждан к государственной власти и Главе государства. Большое количество положительных комментариев и пожеланий свидетельствует о поддержке обществом проводимой Президентом политики.

Вместе с тем значительная часть вопросов касается конкретных проблем граждан, которые, не находя решения на местах, обращаются к Главе государства.

Следует отметить, что решения многих жалоб и предложений граждан предусмотрены в планах работ министерств, ведомств и акиматов на 2010 год и будут учтены при разработке проектов государственных и региональных программ развития.

Особо следует отметить, что Послание Президента страны народу Казахстана «Новое десятилетие — Новый экономический подъем — Новые возможности Казахстана» от 29 января 2010 года в значительной части соответствует ожиданиям населения, выявленным в ходе прямой линии. В частности, в социально-экономической сфере — это повышение пенсий, социальных выплат, стипендий, а также зарплат бюджетникам; в жилищно-коммунальной — реформирование системы жилищных сбережений, проведение мероприятий по модернизации жилищно-коммунального хозяйства; в правовой — комплексное реформирование правоохранительной и судебной систем, повышение их прозрачности; в образовании — разработка программы «Балапан» по повышению обеспечения детей дошкольным образованием и воспитанием, создание в Астане Нового международного университета, Специального фонда и интеллектуальных школ.

Общественный резонанс от прямой линии позволяет оценить мероприятие как одно из ключевых событий предыдущего года.

Отдел внутренней политики Администрации Президента РК

Колонка "Взгляд"