Могут ли ненужные вещи стать источником вдохновения? Могут. Из них даже можно создавать шедевры. «Прозрачные вещи» – выставка коллажа с таким названием проходит до 10 февраля в областном музее искусств. Для работ художники использовали фрагменты различных материалов.
— Почему «Прозрачные вещи»? – обращаемся с вопросом к куратору проекта, художнице Юлии Минько.
— В своем одноименном романе Владимир Набоков подает объект как на капсулу времени: что стоит за материальной оболочкой, что раскрывает его в контексте времени, как в нем трансформируется. Коллаж вообще в некотором смысле – портал в метафизический контекст жизни. У Набокова сказано примерно так: «Когда вы только останавливаете внимание на любом материальном объекте, независимо от ситуации, вы уже проникаете в историю этого объекта».
Какова трансформация между будущим и прошлым? Сегодняшняя действительность пребывает в цифровой плоскости, то есть от материалистичной реальности мы почти удалены. Юлия считает, что искусство и общение тоже реализуются по большей части в реальности виртуальной, и коллаж, как авангардная техника, работает с элементами – осколками жизни, составляющими новую для них реальность.
Выставка уникальна и интересна тем, что в ней участвуют сильные художники, педагоги, дизайнеры. Сильные наработками в живописи, графике, керамике и т.д.
Юлия уточнила, что только алматинский художник Всеволод Демидов, чьи шляпы, как арт-объекты, представлены на выставке, работает в коллаже долгое время. Остальные вышли в новую плоскость творчества.
Актобе – первый город, где реализуется проект. Вполне вероятно, что задумка может стать международной. Художница уверена, что искусство в виртуальном пространстве реально, но онлайн невозможно передать энергетику объекта:
— С актюбинскими художниками мы поняли, что вживую арт-объекты имеют совсем другое воздействие на человека. Современный нейролингвист Татьяна Черниговская заметила, что ответственность за прогресс человечества лежит не на ученых, а на людях, занимающихся искусством: нелогические связи к прогрессу ведут коротким путем. Еще Эйнштейн говорил, что интуиция и воображение гораздо важнее логики. Творчество играет на струнах души, таким образом влияя на общество, и выставка «Прозрачные вещи» – попытка наполнить микроклимат Актобе теплыми ассоциациями, напомнить посетителям музея о предназначении человека, нематериальных ценностях и их значимости.
По словам автора проекта, в комфортном пространстве Актюбинского музея искусств работает профессиональная команда во главе с серьезным художником Маратом Габдрахмановым, стимулирующая мастеров на творчество.
На выставке представлены работы художников из Алматы, Нур-Султана, Актобе. Приятно сознавать, что в актюбинскую арт-среду активно и ярко вливается молодежь: в проекте «Прозрачные вещи» участвуют Дулат и Айгуль (на фото) Курманалины, Валентин Русановский. Открывая вернисаж, автор проекта заметила, что концептуальные шляпы Всеволода Демидова можно примерять и даже фотографироваться в них (на фото). А как не сфотографироваться в шляпке «Пуговитация» или «Третье полушарие»? Юлию Минько на коллажи вдохновили цитаты из великих на этикетках от чайных пакетиков компаний «Dragonfly» и «Good Earth»: этикетки, упаковки от чая и пряностей стали материалом для создания композиций.
Креативые названия у иных работ: «Карта меня» Натальи Лепихиной, «Непортрет» Дулата Курманалина, «Детство. Счастливое одиночество» Татьяны Дундыч (из старых почтовых марок), «Семантические тайны» Ирины Курманалиной (из самых непредсказуемых старых предметов).
— Ирина Викторовна, расшифруете?
— Вторая жизнь отработанных предметов – это в некотором смысле трансформация их значимости, — ответила художница.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Нуркасыма КУДАЙБЕРГЕНА