Первый казах-диспетчер на железной дороге Исмагул Калиев оставил после себя добрую память.
Пятеро из восьми детей «дирижера движения» пошли по стопам отца и стали железнодорожниками.
Династию потомственных работников «железки» продолжили внуки.
Справка «АВ»
Движением поездов на участке должен руководить только один работник — поездной диспетчер. Он отвечает за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.
Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, связанными с движением поездов на данном участке.
Если составить топ-десятку профессий, символизирующих железнодорожный транспорт, в число первых попадут поездные диспетчеры. В отрасли их называют «дирижерами движения». Эти специалисты — своего рода командиры всей системы. Они ни мало ни много управляют работой стальной магистрали. Даже сейчас, в век цифровых технологий, диспетчеров не спешат заменять умными машинами. Что уж тогда говорить о прошлом столетии.
В преддверии профессионального праздника о своем отце, первом казахе-диспетчере, вспоминает Злиха Калиева.
— Он был единственным ребенком в семье. С трех лет, после смерти отца, его воспитанием занималась только мать. Тогда они жили в совхозе «Красный маяк» Мартукского района, — начинает рассказ актюбинка.
С детства тянувшийся к знаниям Исмагул ага закончил в совхозе четыре класса, затем продолжил обучение в городской школе.
Говорят, что железнодорожник — не просто профессия, это состояние души. Вероятно, поэтому после школы Исмагул ага решил работать в системе железнодорожного транспорта.
Трудовая деятельность Исмагула Калиева началась с работы дежурного по станции. Чуть позже молодого человека назначили начальником станции Эмба. Новая страничка в жизни давала возможность проявить себя. Это было очень ответственное дело — руководить приемом, отправлением поездов, маневровыми работами на станционных путях.
— После полугода работы в Эмбе отец вернулся в город: бабушка настояла. А с 1952 года работал диспетчером Актюбинского отделения железной дороги, конкретно — на участке Актюбинск-Кандагач. Это один из сложнейших участков. Он был первым казахом, работавшим диспетчером, — продолжает Злиха Исмагуловна.
Поездной диспетчер — это, образно говоря, математик, которому надо точно рассчитать, по какому руслу направить поток поездов и каждый состав в отдельности. Точно знать, где и когда надо вовремя остановить движение, чтобы, не дай бог, не случилось происшествий. И поездной диспетчер Исмагул Калиев умел находить верные ходы.
— Каждую смену мы носили ему обед. Он даже не обращал на нас внимания, до того была напряженная работа. К примеру, поезд следует от Актобе до Кандагача. Отец следил, регулировал движение, чтобы не произошло ЧП. А ведь в то время проходило намного больше поездов.
— Я помню, перед отцом стоял пульт управления, рядом телефонный аппарат, а на стене висело табло, где точками обозначены участки, станции. И, когда поезд проезжал ту или иную станцию, лампочка загоралась. Кабинет маленький, душный. Нельзя было отлучаться ни на минуту, — вспоминает дочь.
Чтобы стать хорошим поездным диспетчером, мало иметь профильное образование и опыт работы на линейных станциях. Нужно обладать, если хотите, своеобразным движенческим слухом — чувствовать поездную обстановку, виртуозно дирижировать десятками составов. Далеко не каждому это дается.
— У отца был хороший друг — Темирболат Кожаков. Они дружили с 1947 года. Вспоминаю такую картину: отец и Темирболат ага что-то чертят на листе бумаги. На столе линейки, карандаши, тушь, а мы, дети, бегаем вокруг, — делится воспоминаниями Злиха апа.
Дело в том, что в обязанность диспетчера входило еще и ведение графика исполненного движения. В него вносятся все-все данные, как и сколько шел поезд. Сейчас график ведут на компьютере, а в конце смены просто распечатывают. А тогда все делалось от руки. В ходу были ручки, линейки, карандаши…
— Зимой ездил по пути следования поезда и составлял график, в какое время поезд прибывает на ту или иную станцию. То есть он не просто следил за движением, но и контролировал время отправления и прибытия поезда. Опоздание на несколько минут — дело наказуемое, — говорит актюбинка.
За все годы работы в смену Калиева не произошло ни одной аварии. Подтверждением тому многочисленные грамоты.
В 55 лет он вышел на заслуженный отдых. Постоянное напряжение сказалось на зрении. Исмагул ага поставили диагноз: глаукома, катаракта. Рано потеряв жену, он сам воспитывал восьмерых детей. Лишь трое из них выбрали иное дело жизни, остальные пошли по стопам отца.
Династию продолжили внуки. Кстати, две невестки Калиева также работают на железной дороге. Сейчас в семействе Калиевых 17 внуков и 14 правнуков.
— У отца была тетрадь с фамилиями коллег. И он отмечал друзей, ушедших из жизни… Любил встречаться с сослуживцами, вспоминать былое. А я вспоминаю еще одно: даже будучи на пенсии отец просыпался среди ночи. Думал, что он еще на работе, и боялся, как бы чего не случилось, — вздыхает Злиха Калиева.
Баян САРИЕВА