Взаимоотношения между продавцом и покупателем не всегда складываются гладко. Особенно остро сегодня стоит вопрос возврата и обмена товаров.
Несмотря на то что Закон РК «О защите прав потребителей» направлен на защиту интересов граждан, на практике продавцы не всегда спешат выполнять требования закона. Нередки случаи, когда потребителям отказывают в их законных правах под различными предлогами.
В таких ситуациях незнание своих прав усложняет процесс возврата товара или получения уплаченных средств. Поэтому каждый потребитель должен четко знать свои права. Ниже рассмотрим основные из них.
Возврат некачественного товара: в каких случаях и в какие сроки возможен?
Если в приобретенном товаре обнаружен дефект, потребитель имеет право вернуть его даже спустя значительное время. Эти нормы регулируются Законом РК «О защите прав потребителей».
Сроки возврата некачественного товара:
— если на товар установлен гарантийный срок — его можно вернуть или обменять до истечения этого срока;
— при отсутствии гарантийного срока — потребитель имеет право обратиться с претензией в течение двух лет с момента покупки;
— если гарантийный срок составляет менее двух лет и дефект обнаружен позднее — продавец несет ответственность, если будет доказано, что дефект существовал на момент покупки. В таком случае потребитель обязан доказать наличие скрытого дефекта.
Согласно пункту 1-1 статьи 30 Закона РК: потребитель вправе обменять или вернуть некачественный товар в течение 30 календарных дней с даты покупки, независимо от сохранности товарного вида, пломб, этикеток или потребительских свойств товара.
Продавец обязан удовлетворить требование потребителя — обменять товар либо вернуть уплаченную сумму. Однако если будет доказано, что дефект возник по вине самого потребителя (например, из-за неправильного использования), продавец вправе отказать в возврате. При этом продавец обязан представить документальное заключение экспертизы.
Право на обмен качественного товара
Если товар надлежащего качества, но по каким-либо причинам (размер, цвет, форма, модель, комплектация) не подошел покупателю, его можно обменять или вернуть в течение 14 дней (кроме продуктов питания).
Важно, чтобы товар не был в употреблении, сохранил товарный вид и покупатель имел документ, подтверждающий оплату (чек). При отсутствии чека покупатель вправе подтвердить факт покупки иными способами — видеозаписью, выпиской по банковской карте, свидетельскими показаниями и др. Закон прямо указывает: отсутствие чека не ограничивает права потребителя.
Виды товаров надлежащего качества, не подлежащие обмену: лекарственные средства и медицинские изделия, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары (ткани, шторы, ковры, пленка, линолеум и пр.) и абонентские устройства сотовой связи.
Право на получение полной информации
Потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о товаре или услуге: состав, страна происхождения, срок годности, способ применения, меры предосторожности и т. д. Если продавец не предоставил необходимую информацию и потребителю был причинен ущерб — он несет ответственность.
Любой товар или услуга не должны представлять угрозу жизни и здоровью потребителя. При наличии риска соответствующее предупреждение должно быть указано на упаковке или в инструкции.
Право на возмещение ущерба
Если вследствие приобретения некачественного товара или услуги потребителю был нанесен материальный или моральный вред, он вправе требовать его компенсации от продавца.
В первую очередь необходимо направить письменную претензию. При отсутствии решения можно обратиться в органы досудебного регулирования или в суд.
В целях автоматизации процесса подачи и рассмотрения обращений потребителей создана информационная система «e-tutynushy.kz». Через нее можно подать заявление с мобильного телефона, получить консультацию, а также юридическое разъяснение своих прав.
Качество и безопасность приобретаемых товаров и предоставляемых услуг являются одним из основных требований Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В повседневной жизни мы постоянно совершаем покупки и пользуемся различными услугами, поэтому знание своих прав — это необходимая мера, позволяющая защитить себя от недобросовестных продавцов и получить качественное обслуживание.
Г. АЛМАТБАЕВА,
главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области
Дополнительную информацию жители региона могут получить в департаменте торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области по адресу: г. Актобе, пр. Абилкайыр хана, 25.
Контактные телефоны: 8 (7132) 54-81-20, 54-81-26, 54-46-49.