Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Для знающего — защита, для незнающего — проблема

Взаимоотношения между продавцом и покупателем не всегда складываются гладко. Особенно остро сегодня стоит вопрос возврата и обмена товаров.

Несмотря на то, что Закон РК «О защите прав потребителей» направлен на интересы граждан, на практике продавцы не всегда спешат выполнять требования. Нередки случаи, когда потребителям отказывают в их законных правах под различными предлогами.
В таких ситуациях незнание своих прав усложняет процесс возврата товара или получения уплаченных средств. Поэтому каждый потребитель должен четко знать свои права. Ниже рассмотрим основные из них.

Возврат некачественного товара: в каких случаях и в какие сроки возможен?

Если в приобретенном товаре обнаружен дефект, потребитель имеет право вернуть его даже спустя значительное время. Эти нормы регулируются Законом РК «О защите прав потребителей».
Сроки возврата некачественного товара:
— если на товар установлен гарантийный срок, его можно вернуть или обменять до истечения этого срока;
— при отсутствии гарантийного срока потребитель имеет право обратиться с претензией в течение двух лет с момента покупки;
— если гарантийный срок составляет менее двух лет и дефект обнаружен позднее, продавец несет ответственность, если будет доказано, что дефект существовал на момент покупки. В таком случае потребитель обязан доказать наличие скрытого дефекта.
Согласно пункту 1-1 статьи 30 Закона РК: потребитель вправе обменять или вернуть некачественный товар в течение 30 календарных дней с даты покупки, независимо от сохранности товарного вида, пломб, этикеток или потребительских свойств товара.
Продавец обязан удовлетворить требование потребителя — обменять товар либо вернуть уплаченную сумму. Однако если будет доказано, что дефект возник по вине самого потребителя (например, из-за неправильного использования), продавец вправе отказать в возврате. При этом продавец обязан представить документальное заключение экспертизы.

Право на обмен качественного товара

Если товар надлежащего качества, но по каким-либо причинам (размер, цвет, форма, модель, комплектация) не подошел покупателю, его можно обменять или вернуть в течение 14 дней (кроме продуктов питания).
Важно, чтобы товар не был в употреблении, сохранил товарный вид и покупатель имел документ, подтверждающий оплату (чек). При отсутствии чека покупатель вправе подтвердить факт покупки иными способами — видеозаписью, выпиской по банковской карте, свидетельскими показаниями и др. Закон прямо указывает: отсутствие чека не ограничивает права потребителя.
Виды товаров надлежащего качества, не подлежащие обмену: лекарственные средства и медицинские изделия, нижнее белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары (ткани, шторы, ковры, пленка, линолеум и пр.) и абонентские устройства сотовой связи.

Право на получение полной информации

Потребитель имеет право на получение достоверной и полной информации о товаре или услуге: состав, страна происхождения, срок годности, способ применения, меры предосторожности и т. д. Если продавец не предоставил необходимую информацию и потребителю был причинен ущерб, он несет ответственность.
Любой товар или услуга не должны представлять угрозу жизни и здоровью потребителя. При наличии риска соответствующее предупреждение должно быть указано на упаковке или в инструкции.

Право на возмещение ущерба

Если вследствие приобретения некачественного товара или услуги потребителю был нанесен материальный или моральный вред, он вправе требовать его компенсации от продавца.
В первую очередь необходимо направить письменную претензию. При отсутствии решения можно обратиться в органы досудебного регулирования или в суд.
В целях автоматизации процесса подачи и рассмотрения обращений потребителей создана информационная система «e-tutynushy.kz». Через нее можно подать заявление с мобильного телефона, получить консультацию, а также юридическое разъяснение своих прав.
Качество и безопасность приобретаемых товаров и предоставляемых услуг являются одним из основных требований Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». В повседневной жизни мы постоянно совершаем покупки и пользуемся различными услугами, поэтому знание своих прав — это необходимая мера, позволяющая защитить себя от недобросовестных продавцов и получить качественное обслуживание.

Гульзада АЛМАТБАЕВА,
главный специалист департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области

Дополнительную информацию жители региона могут получить в департаменте торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области по адресу: г. Актобе, пр. Абилкайыр хана, 25.
Контактные телефоны: 8 (7132) 54-81-20, 54-81-26, 54-46-49.

Фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"